Такое положение вещей стало возможным благодаря комплексу причин, которые все вместе создали то, что историки помнят как Османскую империю, а турецкие историки современности называют период наивысшего могущества империи – «Великолепный век», о чем снят отличный сериал.
Итак, что же привело Османов к такому могуществу?
1. Передовое вооружение и наличие особых элитных войск, которых не было ни в одной армии мира. Вспомним операцию по взятия Константинополя (ныне – Стамбул), проведенную султаном Мехметом 2 (Фатихом) в 1453 году. Этот год считается некоторыми историками годом завершения античного периода в искусстве создания укреплений. Османам удалось с помощью пушек разрушить стены города и проникнуть внутрь крепости. Коснтантинополь был действительно неприступной крепостью с точки зрения его штурма средствами доартиллерийской эпохи. Османы применили передовой для того времени род войск – артиллерию, против которого Ромеи (так себя называли обитатели Византийской империи) не смогли ничего противопоставить. Вспомним янычар – это настоящий ужас для всех европейских стран. Рабы султана, которым разрешалось все, кроме женитьбы. По состоянию на середину XVI века они владели первоклассным оружием, тактикой и техникой ведения пешего боя, обладали высоким боевым духом. Подобным боевым духом обладали, пожалуй только штрафники в Красной Армии во время Великой Отечественной Войны.
Я читал, что для немцев-современников тех событий не было страшнее ничего, чем атака шрафников, которые были машинами убийства, и с которыми нельзя было договориться, которые не брали в плен, а только убивали. Недаром у Владимира Высоцкого в песне о штрафных батальонах есть такие строчки: «Ведь мы ж не просто так, мы – штрафники..» и ещё «Вы лучше лес рубите на гробы! В прорыв идут штрафные батальоны!», или это «И ежели останешься живой….» Такими же боевыми качествами обладали янычары, и туда многие современники стремились попасть. Самое поразительное, что в янычары брали мальчиков из христианских семей на основании так называемого «налога крови» («девширме»), потом их делали мусульманами и воспитывали как янычар. Парадокс в том, что изначально янычары задумывались как средство экономить жизни турок, но дальнейшая жизнь показала выгодность янычарской службы, и зачастую турки делали подлог с христианскими семьями: обменивались детьми, с тем чтобы детей турок сделали янычарами.
2. Следующим фактором могущества Османской империи былb неукоснительно соблюдаемые, даже самим султаном законы, вытекавшие из мусульманских обычаев и из законов шариата. В качестве иллюстрации могу привести примеры из сериала «Великолепный век» когда к кадию (мусульманский судья) приходит христианин с жалобой на мусульманина, за то что мусульманин осквернил в доме христианина икону, в общем совершил святотатственные действия. Бытует миф об Османском государстве как угнетателе подвластных народов. Быть может это верно, если вести речь о позднем периоде истории, но в эпоху расцвета все было совершенно по-другому. Итак, вот решение кадия по той жалобе. Он зачитал мусульманину фетву (указ) султана Фатиха (того самого который взял Константинополь) по которой христианам гарантировалась свобода вероисповедания, а мусульманам запрещалось притеснять христиан на религиозной почве. За нарушение этого указа мусульманский судья приказал дать мусульманину (то есть единоверцу) какое-то количество ударов палкой по пяткам. И это был закон, а не самодурство кадия, если кто-то возразит что то попался кадий, тайно сочувствующий христианам. Другой пример из фильма «Великолепный век» шехзаде (наследник престола) Мустафа приводит в гарем девушку в качестве наложницы, и при этом на ней не женится, что является крайне аморальным для мусульман. Девушка из мусульманской семьи. Наложницей она быть не может, так как она не захвачена в плен во время военного похода. Семья девушки возмущена и намерена обратиться к кадиям. Узнав об этом султан приходит в ярость, вызывает шехзаде Мустафу, и кричит на него на тему что он себе позволяет, ведь если её родители обратятся с жалобой к кадиям, то знает ли он какое наказание следует за это, и что её родители будут удовлетворены кадиями, и даже он – султан ничего не сможет сделать, так как закон нарушен и сам султан не имеет права потворствовать его нарушению. В итоге девушка возвращена родителям с солидной материальной компенсацией сверху. Попробуйте-ка в наше время встретить нечто подобное!
3. Постоянное ведение захватнических войн, результатом которых, если говорить на языке современности было – постоянное расширение налогооблагаемой базы и податного населения. Смею предположить, что косвенным результатом такой политики была не очень высокая налоговая нагрузка на податное население. Ведь султан собирал налоги с половины мира. И в то время, бьюсь об заклад, был самым богатым властелином в мире.
4. Относительная дешевизна содержания государственного аппарата для поданных. В период наивысшего расцвета Османской империи её чиновники не являлись серьезным бременем для подданных и не вели уж очень роскошного образа жизни. В результате этого налоговая нагрузка была низкой. В этой связи я вспоминаю одну лекцию православного миссионера Андрея Кураева, где он упоминает о следующем факте. Монах в христианском монастыре молится и просит Господа: «Господи, верни нам Его Величество Османского султана!». Казалось бы, что за бред? В действительности же далеко не бред, а очень осознанное желание. Краткая предыстория вопроса. Тот монастырь находился на землях, которые вначале были Османской империей, а потом по какому-то договору стали частью Речи Посполитой. И вот, казалось бы, единоверное государство, вроде бы своя власть, а нет, поди ж ты, верни «угнетателей»! На самом деле все проще «угнетатели» были дешевле в содержании, а потому с точки зрения экономической было выгодно входить в состав мусульманской империи, нежели в состав христианского государства. Так же вспоминаю историю, касающихся времен постепенного уничтожения Османами Византийской империи как государства. Ведь значительная часть их успешных территориальных увеличений и захвата все новых и новых территорий была связана с тем, что турки были выгоднее в качестве властителей, чем свои единоплеменные властители. И с точки зрения обывательской логики: «Если я все равно плачу, не этому, так тому, то лучше платить тому, кто меньше хочет.». И Османы хотели много меньше единоверных властителей.
5. Передовое здравоохранение. Мало кто знает, но по состоянию до XVI века Османская империя имела самое передовое здравоохранение в мире. В то время когда Европа «смердила аки дикий вепрь», когда испанская королева Изабелла Кастильская как-то сказала что мылась всего лишь два раза в жизни, первый – в день её рождения, второй – в день свадьбы. Как представлю себе, какой смрад исходил от сей тётки, прихожу в ужас, и вспоминаю рассказы про вонь от местных племен русского крайнего севера. Османы же имели неплохие представления о гигиене, и мылись на несколько веков раньше Европы, которая мыться начала не так уж и давно - в XIX веке. Отсюда следует, что имея хотя бы зачаточно-интуитивные знания о гигиене и инфекционных заболеваниях, они могли успешно бороться с различными эпидемиями, которые в разные годы уносили от половины до трети населения. Османы могли с этим бороться достаточно эффективно, более того могли этого избежать, так как вели более санитарно благополучный образ жизни. Это приводило к более низкой смертности, и в частности к возможности накопления научных знаний.
6. Османы были хорошими учениками. Примерно по XVI век включительно турки (османы) были даже не просто хорошими, а, я бы сказал, выдающимися учениками. Они многому научились от тех народов, с которыми они контактировали, и все лучшее от них внедряли в собственную жизнь. Это был средневековый аналог современных нам китайцев или японцев. Так, например, взятие Константинополя с помощью артиллерии было замыслом султана Фатиха. Однако огнестрельное оружие и порох – не его изобретение. Его заслуга в том, что он смог все это внедрить в жизнь: собрал специалистов, которые обучили своих мастеров отливать пушки, другие обучили пушкарей из них стрелять.
7. Слабость окружающих государств. Необходимо отдать должное и внешнему фактору, способствовавшему былому могуществу Османской империи – относительно слабых соседних государствах. Очень бегло вспомним историю. Османы столкнулись с Византией в период её начавшегося упадка, и в дальнейшем они немало поспособствовали её окончательной ликвидации. Все эти конфликты поначалу были междоусобицами султанов и императоров. Никто в неё не вмешивался. Это было примерно в XII-XIII веках. Далее XIV век. В Европе рушится система отношений, завязанная на Францию (умер король Филипп Красивый) и начинается грызня за передел мира. Византии как империи уже нет, хотя как название ещё есть, но только как название, наследство Филиппа Красивого дербанят потомки, идет грызня за власть в Европе, началась Столетняя война. Плюс ко всему знаменитые эпидемии чумы XIV века, уносившие от трети до половины населения старушки-Европы. В этой связи нет единой силы, которая может помешать Османам в их захватах. Вспомним XV век. Европа заканчивает столетнюю войну и начинает осваивать новый свет. Кто не осваивает новый свет – грызется за власть. XVI век – Европа зализывает раны, по мелочи (но уже не столь глобально как в прошлые столетия) грызется за власть. Государства слабые, и единого фронта нет. Итог – чуть было не захвачен войсками султана Сулеймана Кануни религиозное сердце Европы – Рим.
8. В Османской империи было не важно твое происхождение, были важны твои качества, навыки, преданность султану. Если в Европе сначала тебя спрашивали «ты чьих будешь?», то есть «Кто твои родители?», если дворяне – милости просим, если нет – пошел вон, то в Османской империи тебя не спрашивали кто твои родители, а давали проявить себя в деле. Запросто можно было начать жизнь в качестве раба (даже галерного), а закончить великим визирем. Вспомним Роксолану – украинскую рабыню, ставшую не просто наложницей султана, а его законной (по правилам ислама) женой, чего до неё не было порядка двухсот лет. Вспомним Ибрагима-пашу – сына простого рыбака из Парги, ставшего великим визирем. Вспомните двух русских великих визирей. Да-да, были и такие! А вы наверное даже и не подозревали об этом? Таким образом, фактически в Османской империи в период её расцвета реально действующих прав, свобод и возможностей было гораздо больше, чем так называемом «цивилизованном мире» Европы.
9. Империя и поданные взаимно нуждались друг в друге. И возгласы в фильме "Великолепный век" - "Султан Сулейман, чок яща!" (примерно "Да, здравствует султан Сулейман! или Долгих лет султану Сулейману") были не пустым звуком, а реальным чувством благодарных подданных по отношению к своему султану.
Такова была история Османской империи в эпоху наивысшего могущества. После султана Сулеймана Кануни (Великолепного) начался упадок, и наследство предков потомки бездарно промотали.
Сначала случилось в конце XVI века поражение в битве на море при Лепанто. Это было впервые за несколько веков, когда турок удалось победить. Это была психологическая победа. С этого времени стало ясно, что турок, в принципе можно победить. Потом в 1683 году было позорное поражение под Веной. Результатом которого было первое уменьшение территории Османской империи.
Потом мало-помалу империя теряла все новые и новые территории и закончила тем, что последний султан Мехмет VI Вахидеддин предпочел сбежать из Стамбула на английском военном корабле, вместо того чтобы оставаться на своем посту до конца, даже если концом будет смерть. Мятежник Мустафа Кемаль Ататюрк объявил о ликвидации султаната в 1922 году, сразу после бегства султана, а в 1924 году – ликвидировал халифат, так как приревновал халифа к власти. Ататюрку не нравилось, что для восприятия иностранных послов подлинным правителем был халиф Абдул-Меджид II. Поэтому был найден простой выход. Ликвидирован халифат, халиф обязан был покинуть Турцию в 24 часа, а все родственники в течение недели.
Так с ликвидацией халифата в 1924 году был ликвидирован последний остававшийся в мире политический призрак былого могущества Османской империи. А в 2009 году скончался последний прямой потомок правившего султана (Абдул-Хамида II) по мужской линии. И на сегодня, если руководствоваться закона Османской империи за период с 1299 по 1922 годы (когда существовал султанат), то не осталось лиц, кто мог бы занять трон по старым законам. Оставшиеся потомки, уже имеют в своем роду одну или несколько женщин, что по старым законам исключает наследование престола.
Вот таким был конец грозной в былые времена империи, и так закончила свое существование могущественная когда-то династия.