Любите ли вы театр? А как его не любить? Как не восторгаться искусной игрой актеров, не поражаться оригинальным задумкам режиссеров, игрой света и уникальным спецэффектам?! Но все это относится к современному театральному искусству, а оно, как известно, берет свое начало в далекой античности.
Как все начиналось?
Разумеется, с мифа. Когда-то, в незапамятные времена, когда на Земле еще не было людей, миром правили боги. Какие? Конечно, греческие. Обитали они на Олимпе, были строго ранжированы, каждый имел задачу и решал ее по своему разумению. Потом появились люди, они приняли установленный богами порядок, поклонялись им, приносили жертвы, строили в их честь храмы. Боги были довольны и решили порадовать людей, устроив для них праздник.
Это ответственное задание было поручено Аполлону, покровителю искусств. Но сей бог был ленив, а потому перепоручил это дело своим сестрам – музам. Хохотушка Талия придумала забавный сюжет, а сатиры сложили песни. Чтобы было еще смешнее, сатиры подговорили нескольких людей надеть козлиные шкуры. Первое представление прошло на ура. Все были счастливы и от души смеялись над комедией. Люди хором распевали незатейливые песенки в честь богов и рядились в шкуры для шествия.
Тут в дело вмешалась строгая и придирчивая Мельпомена. Она не любила смеяться, ей больше нравилось, когда люди рыдали и страдали. Она написала свой сюжет, те же сатиры написали для нее гимны, и родилась трагедия.
Что не поделили Талия и Мельпомена?
Они, эти две красавицы и умницы, не поделили зрителей. Вернее, разделили их на два лагеря. Любители комедии остались с Талией, предпочитая веселиться до упаду. Мельпомене досталась небольшая группа зрителей. Это понятно, не все хотят переживать, да и сопереживать не все умеют. Мельпомена не расстроилась, она знала, что ее легкомысленная сестра не умеет долго заниматься одним делом. Так и получилось. С тех пор Мельпомена безраздельно царствует в театре, который так и называют «Храм Мельпомены».
Как проходили первые представления в античных театрах?
Примерно так, как рассказывает миф, только, конечно, без участия муз. Люди устраивали мистерии.
Справка: Мистерия – это праздник в честь одного из богов. Обычно сопровождался жертвоприношениями и шествиями.
В этот день полагалось веселиться, чествовать бога, распевая дифирамбы, то есть славословия. Откуда брали сюжет? Естественно, из рассказов о богах. Одним словом, ставился настоящий спектакль. Сначала главным действующим лицом был хор, который песней рассказывал о действиях, совершаемых богом. Позже, примерно в 543 году до нашей эры, вместе с хором стал выступать гипокрит, то есть декламатор. Он рассказывал, изображал какие-то действия, а хор песнями давал пояснения зрителям. Этот прием придумал Феспид, а поскольку гипокрит зрителям понравился, то поэт пошел дальше. И вскоре на сцене работали два, а потом и пять гипокритов. Действия, которые они разыгрывали, стали понятнее зрителям. Хор стал не нужен, правда, исчез со сцены он не сразу. Через пару веков слово «гипокрит» было забыто, его заменило слово «актер».
А что с костюмами и декорациями?
Ни того, ни другого в античном театре не было. Одинаковые белые балахоны на всех актерах, а для того, чтобы было ясно, о каком герое идет речь, использовались маски. Их было много, и они передавали все эмоции, которые были нужны по ходу пьесы. Декораций не было вообще, для понимания содержания пьесы они были просто не нужны.
Актеры и зрители
В античные времена стать актером мог только мужчина. Да и не нужны были женщины на сцене. Под широким балахоном формы не видны, а вместо лиц – маски, так что особой разницы зритель не замечал. И вообще к женщинам в Древней Греции относились сурово: запрет распространялся не только на актерство. Дамы на зрительских местах никогда не появлялись. Приличные дамы, разумеется. А вот для гетер отводилась особая скамья, но они к разряду приличных дам никогда не относились.
Места для зрителей располагались амфитеатром, сцена была немного приподнята, так что с любого места актеры были видны и звук со сцены слышен.
Кто мог стать актером в Греции, а кто в Риме?
В Древней Греции актером мог стать любой свободный гражданин. За талант его осыпали почестями и наградами, сограждане всячески выражали ему свое уважение. Известны случаи, когда актерам, как олимпионикам, надевали лавровые венки на головы. А вот в Древнем Риме все было с точностью до наоборот. Актеры – люди низкого сословия – в обществе были презираемы. Шут он и есть шут, его дело веселить власть имущих, по из приказу петь и танцевать. Поэтому актерами чаще всего становились рабы или вольноотпущенники. Иногда бедняки из числа прислуги тоже пробовали свои силы в актерстве. Достаточно было уметь выразительно декламировать, петь и танцевать, ходить на котурнах и быстро менять маски, чтобы прослыть талантливым актером.
Колыбелью современного театра стала Древняя Греция. Отцом трагедии принято считать великого Эсхила. Его традиции продолжили Софокл и Еврипид, а комедии появились благодаря Аристофану, умевшему ядовито высмеять любого глупца и мошенника.