Есть, например, такие пернатые как журавли. Они живут далеко не в самых теплых краях (например, в России) и чтобы спастись от лютых зимних морозов птицы «иммигрируют» в теплые края. Кто же не знает о знаменитом журавлином клине?! Достаточно открыть любую школьную хрестоматию, и мы сможем без труда найти строчки, описывающие это красивое и, надо сказать, необычное явление. Если вы, все-же не знаете, что такое клин, то давайте расскажем немного и о нем. Клин — это способ построения перелетных птиц, при котором они выстраиваются как бы лесенкой друг за другом и при этом образуется что-то наподобие галочки, которую мы изображаем, выбирая правильный ответ в тесте. То есть это выглядит так: впереди летит одна птица, за ней и чуть сбоку летят две (с обеих сторон), потом за каждой из этих двух птиц, чуть правее или чуть левее летит еще одна и так далее, пока вся стая не выстроится в клин.
Такой способ построения используют не только журавли, но и многие другие крупные перелетные птицы: гуси, утки, ибисы. Кстати, об ибисах... Именно эти пернатые помогли открыть тайну, почему некоторые птицы, в том числе и журавли, летают клином. Дело в том, что ученые, пытаясь найти разгадку этому явления, имели в своем арсенале два варианта, объясняющих такое построение. В соответствии с первым вариантом, они рассматривали именно поведенческий данный фактор и считали, что так перелетным птицам легче видеть вожака (глаза у птиц расположены сбоку). Другой вариант рассматривал аэродинамику. Ученые считали, что крылья впереди летящей птицы, создают восходящие и нисходящие волны и чтобы та птица, которая летит позади тратила меньше энергии, ей нужно просто «поймать» восходящие потоки и избежать нисходящих.
Это может показаться удивительным, но ученые долгое время не могли выбрать между этими двумя вариантами верный, хотя и знали, что построение клином, используемое в авиации, действительно экономит топливо. Тем не менее, они не были уверены, что крупные перелетные птицы сталкиваются с похожей аэродинамикой, потому что, как нам прекрасно известно, самолеты крыльями не машут и поэтому их потоки более стабильны.
Однако недавно ученым выпала возможность проверить на практике, какая именно теория соответствует действительности. Так, международная команда зоологов из из Королевского ветеринарного колледжа Лондонского университета под руководством Джеймса Ашервуда отправляла 14 молодых ибисов, выращенных в неволе в их естественную среду обитания. Птицам предстояло впервые в жизни не только шагнуть в мир дикой природы, но и совершить сложный перелет из Австрии в Италию. И, конечно же, заботливые ученые не могли не сопроводить своих подопечным, чтобы убедить в том, смогут ли те выполнить такую сложную задачу: люди собирались лететь рядом с птицами на параплане. Но такую возможность подтвердить на практике, почему птицы сбиваются в клин при перелетах, нельзя было упускать. Именно поэтому ученые снабдили ибисов специальными GPS-датчиками, которые фиксировали положение птицы с точностью до 30 см, и акселерометрами, регистрировавшими движения крыльев.
В результате проведенного эксперимента аэродинамическая гипотеза полностью подтвердилась. Так, во время полета ибисы старались лететь сзади и немного сбоку впереди летящего товарища. Однако как только ведомая птица оказывалась позади ведущей, характер взмахов крыльев менялся. Ученые объяснили это тем, что так птица старалась минимизировать влияние нисходящих потоков, которые в противоположность к восходящим, делают полет более сложным и энергозатратным и просто-напросто тянут птицу вниз.
Также как и ибисы, журавли, которые тоже являются достаточно крупными перелетными птицами, имеют дело с особой аэродинамикой (у мелких птиц совсем другие аэродинамические «законы»), летают клином потому что так летать легче и удобные, так тратится меньше энергии и значительно возрастает скорость полета. Кроме того, такое построение журавлиного клина (все-так статья именно о них) даже слабым птицам успешно преодолеть нелегкий путь в теплые края.