Во времена правления царя Ирода, в Иерусалиме был священник Захария из потомства Ифамара, который был сыном Аарона. И была у него жена Елисавета, которая тоже была из рода Ааронова. Апостол и Евангелист Лука говорил, что они оба были праведными, поступали по заповедям и уставам Божьим. А детей у них не было, в виду того, что Елисавета была неплодна, да и были они уже далеко не молодого возраста.
И вот, в один прекрасный день, когда Захария по обыкновению служил в храме Господнем, явился ему Ангел Божий, и сказал: «не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн...» (Лук. 1:13). Велик он будет пред Господом. Исполнится Духом Святым ещё в утробе матери своей! Своим духовным величием превзойдёт всех пророков бывших до него.
И далее, Ангел подробно рассказал о том, каким будет сын его Иоанн. Но Захария не поверил Ангелу, говоря, что он стар и жена его уже в преклонных годах. И тогда, Ангел сделал так, что Захария не стал иметь возможности разговаривать до того дня, как сбудется это предсказание. И после сего, Елисавета зачала, и радовалась, тому, что наконец-то Господь призрел на неё, чтобы снять с неё поношение между людьми.
Родила Елисавета младенца и объявила, что назовёт его Иоанном. До сего дня никто в роду Захарии не носил такого имени, и это было нарушением сложившейся веками традиции. Родственники возмущались тем, что она отступает от своих обычаев и стали спрашивать у самого Захарии, как он назовёт своего сына.
И Захария написал на дощечке: «Иоанн имя ему», и тут же разрешились уста его, он начал говорить и благословлять Бога. И страх Божий нашел на всех родственников и согласились назвать младенца Иоанном, что означает – «Иегова милосерд». Вот такая необычная история рождения Предтечи Господа.
В юношеские годы Иоанн пребывал в пустынях, находившихся вблизи Хеврона, ведя аскетический образ жизни. Жил он в пещерах, едой его были акриды и дикий мёд, одежда его была из верблюжьего волоса. Так он готовил себя к служению в качестве предшественника Иисуса Христа.
И вот, в праздник очищения, явился он на реку Иордан, где по обычаю собиралось много народу, и проповедовал им крещение покаяния для очищения и прощения грехов.
Суть его проповеди заключалась в том, что человеку важнее быть внутренне очищенным, получить омовение души, приготовить путь Господу в сердце своём. И приходили к нему все жители страны Иудейской, исповедуя свои грехи, и крестил он их в реке Иордан. Он говорил:
- Я крещу вас водою, но идёт за мною Сильнейший меня, Он будет крестить вас Духом Святым и огнём!
И вот настал день, когда пришел креститься к Иоанну сам Иисус Христос, и тогда, Иоанн возгласил: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29). И после сего крещения сошел на Иисуса Дух Святой в образе голубя и глас Божий глаголил с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:17). Таким образом, завершив предназначенное - указав на Мессию, Иоанн Креститель закончил своё служение. Потом он был заключён в темницу, где его и убили, отрубив голову.