И по всему земному ходит кругу!
М.В. Ломоносов.
Около четырех тысяч лет назад люди познакомились «текучем камнем» - стеклом, и к этому же времени относятся первые украшения, сделанные из этого «камня». Самые первые украшения из стекла, конечно же, бусы – шарики, нанизанные на нить.
Разноцветные шарики-бусы хорошо были известны ещё древним египтянам, пользовались непременным успехом, как у мужчин, так и у женщин.
Именно египтяне смогли придать стеклу цвет: добавляя в жидкое стекло кобальт, медь или марганец, они получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета.
По мере совершенствования техники стеклоделия появилась возможность уменьшать эти шарики, делать их всё мельче и мельче, так и появился бисер.
Что за странное слово – «бисер»? Само слово практически одинаково звучит на старославянском, русском, украинском, белорусском, болгарском, сербохорватском, и других славянских языках.
А заимствовано оно было у арабских торговцев, это их слово «бусра» (busra), что означает «фальшивый жемчуг», славянские народы переиначили в собственно обозначение маленьких бусинок, завозимых купцами из Византии.
Это всё римляне, завоевавшие Египет, распространили производство стекла и бисера по всей Европе! Особенно дорого ценился венецианский бисер, он имел не округлые формы, а ребристые, но Венеция свято хранила тайну его изготовления.
Известно, что ещё в IX веке, на Руси уже были столь искусные вышивальщицы речным жемчугом, что «превосходили многих вышивальщиц дальних стран», цена их работ была прямопорциональна весу самого изделия. Сколько весит, - столько и плати! Почему именно речной жемчуг? Из-за доступности этого материала: пресноводные моллюски-жемчужницы водились в то время в реках и озёрах практически повсеместно.
В 1676 году в Московию прибывают купцы с крохотными бусинами-бисеринами, и фактически сразу в элементы одежды, отделанные жемчугом, вплетаются нити из бисера. Русские мастерицы использовали бисер в самых разнообразных видах рукоделия: украшали вязание, вышивали панно, картины, кошельки, ладанки, верх и рукава рубах, пояса. Из бисера плели подвески, серьги, низали косники и косоплёты, шнурки и ленты с ажурными кистями из бисера вплетали в косы. А какие красивые были налобные повязки-вольницы, ленты, которые носили девушки до замужества!
Можно смело предположить, что не было в русских поселениях ни одной молодой особы, которая не умела бы обращаться с «фальшивым жемчугом»! А всё потому, что девочек начинали обучать подобному ремеслу – прясть, ткать, плести кружева и вышивать, с пяти-шести лет. К 13-15 годам из них вырастали настоящие мастерицы, готовые не только принести богатое, сделанное собственными руками, приданое в дом мужа, но украсить, обиходить свой новый дом.
В приданое входило множество рубах, передников, сарафанов, скатертей, полотенец, подзоров, столешников и многое, многое другое. Всё приданное должно было быть красивым, нарядным. Основным украшением служила, конечно, вышивка – узоры, выполненные по ткани цветной нитью, жемчугом и бисером. Вышивка – её цвет, узор, способ выполнения – зависели от назначения вещи.
По вышитому узору можно было много чего узнать о человеке: какого роду-племени, какой по счёту ребёнок в семье, женат (замужем), вдов или только собирается обзавестись семьёй, род занятий и многое другое.
Полотенец и передников должно было быть очень много, чем больше, тем лучше. Такие расшитые сложными выпуклыми узорами полотенца не предназначались для повседневного пользования: вышитые кругами, они – не что иное, как народные календари. И дневники между прочим. Родился ребёнок – на календарь лёг новый узор, который обязательно переносится на другой полотняный календарь. И так год за годом. Сколько жила на этом свете женщина, столько и дошивала стежков и бусин в календарь. А мы теперь смотрим в музеях и удивляемся богатству вышивок деревенских мастериц. А это всё – судьбы, жизнеописания целых семей и родов.
Сейчас, к сожалению, искусство жизнеописания с помощью разнообразной вышивки навсегда ушло из нашей жизни. А жаль! Между прочим, бисер делали и в Киевской Руси, но татаро-монгольское нашествие погубило его производство на корню!
Но, как бы там не было, вышивка жемчугом с бисером - неотъемлемая часть национального костюма не только русских мастериц, но и всех остальных народов Российской империи.
Широко использовался бисер и в церковном шитье, появляются расшитые бисером не только церковные одеяния, но даже иконы! Из церковных мастерских в начале 17-го века, вышивка бисером вновь «выходит к людям» и немедленно набирает обороты!
Что только не расшивалось бисером! Помимо церковных украшений, подобным образом расшивались кошельки и ягдташи, дамские сумочки и кисеты, чехлы и подушки, платья и целые картины!
Дамы всех сословий вооружаются пяльцами или специальными деревянными подложками, на которых крепится специально промазанная картофельным клейстером канва, и аккуратно, рядами, построчно нанизывают на нитку крохотные бисерены, согласно рассчитанным по рисунку схемам. Спорят и доказывают друг другу: в каком направлении движения и в каком ряду должны располагаться тонкие стежки с закреплёнными на них бусинами.
И вот, наконец, в 1754 году, благодаря усилиям Михайло Ломоносова, открывается фабрика стекла и мозаики, где начинают делать свой, отечественный бисер. Вторая половина 18-го и первая половина 19-го становится «Золотым веком» бисера!
Бисерное рукоделие вновь занимает не только руки, но и умы женщин всех сословий, каждая старается, чтобы именно её вышивка отличалась от тысячи похожих.
И именно в те годы переиначивается фраза из Библии о глупых людях, которые кидают в кормушку свиньям драгоценный жемчуг. Процесс подобного метания – затея действительно идеальная по своему идиотизму, из-за своей бессмысленности. Только теперь она превращается в пословицу и звучит, как: «Метать бисер перед свиньями», что оставляет смысл её прежним. Но, чтобы там не связывало хрюкающих и стеклянную дребедень, вплоть до ВОСР бисерное рукоделие очаровывало и радовало многие слои населения, невзирая на положение в обществе. Оно становится поистине всенародным. И опять война бьёт в лет расцветшие от цветного мини-жемчуга на полотняных, марлевых, кожаных, муаровых и шёлковых лоскутах сказочные цветы, волшебные ягоды и диковинных птиц.
Но это искусство просто не может умереть! Прошло совсем немного времени, отгремела жестокая братоубийственная война, людям захотелось жить дальше. Вместе с новой жизнью 30-х в моду входит джаз и… бисерные украшения. Скажу прямо: не было в то время ни одной мало-мальски завалящей модницы, которая бы не считала своим долгом иметь расшитое бисером обтягивающее платье или, хотя бы, подол его - с длинной бисерной бахромой, которая так эффектно мерцает и почти открывает «стройную ножку в ажурном чулке». Ну, не скрывает, это точно! Теперь бисерные ленты и сеточки для волос вновь в супермоде, женщины, лишённые навыков бисероплетения и бисеровышивания готовы платить огромные деньги, дабы стать счастливыми обладательницами «чего-нибудь бисерного». И снова – война, теперь уже Вторая Мировая…
Но война всегда должна заканчиваться, иначе, что же это за Мир без мира?! Закончилась и эта. Робко, как после долгого мороза, заскорузлыми от тяжёлой работы пальцами, женщины начали перебирать в скромных шкатулках дорогие сердцу «мирные», милые сердцу и памяти побрякушки: тонкие колечки, дешёвые браслетики и, конечно, вышитые бисером воротнички и каймлённые им же платочки. Женщинам всегда хочется быть красивыми!
Видимо, должны были наступить ветровольные 60-е, чтобы мода на бисерные украшения и вышивки, вернулась в полном объёме, но, увы, лишь, как рукоделие, занятие на досуге, в свободное время.
Правду молвить, в наше время о вышивке бисером вспоминают всё чаще и чаще, такая вышивка вновь входит в моду. Появились женщины, занимающиеся этим ремеслом профессионально, значит, есть надежда на то, что они смогут возродить старинные традиции и вернуть себе былую славу лучших вышивальщиц жемчугом и бисером. Тем паче, что спрос на такую кропотливую работу только растёт, а с ним и цена изделия.
В нашу интернет-эпоху, благодаря всемирной паутине можно найти и купить всё! Всё! Кроме терпения, желания и умения видеть будущую красоту в горсточке цветных бусинок, величиной с просяное зёрнышко. Хотите научиться этому искусству? Тогда запаситесь терпением, «было чтоб приданое – крепкое, не драное»!