Большинство гиропланов не имеют возможности взлетать вертикально (как вертолеты), им требуется небольшой разбег для взлёта от 10 до 50 м. Существуют конструкции автожира, в которых мотор может придать винту крутящий момент который позволит совершить вертикальный взлёт. Так называемый прыжковый взлёт, но эта «опция» увеличивает стоимость, вес и сложность автожира.
По принципу действия, различают 3 системы, предварительной раскрутки ротора: первая гидравлическая - в которой от двигателя к ротору крутящий момент передаётся через гидронасос и гидромотор; электрическая – это когда на втулке ротора установлен электростартер; механическая - в ней крутящий момент передается карданной передачей или гибким валом.
По маневренности такие летательные аппараты превосходят самолеты и совсем немного уступают вертолетам. Практически все модели способны совершать вертикальную посадку и обладают способностью висеть в воздухе при сильном ветре. Неоспоримым преимуществом автожиров является безопасность полетов. При потере скорости он просто начинает снижаться, а не уходит в штопор как самолет.
Что касается скоростных характеристик, то её можно сравнить со скоростью лёгкого вертолёта и немного меньше чем у лёгкого самолёта.
По экономии горючего они превосходят почти все модели вертолётов, и сравнимы с лёгкими самолётами. Скорость, которую развивает данный летательный аппарат, может доходить до 170 км/ч (рекорд, установленный на данный момент составляет 207, 7 км/ч). При этом расход топлива всего 15л на 100 км при скорости 120 км/ч.
С заправкой автожира особых проблем не возникнет, так как двигатель работает на обыкновенном автомобильном бензине. Гиропланы, среди летательных аппаратов являются одними из самых недорогих. Цены колеблются в пределах 20 – 30 тысяч долларов, что сравнимо с иномаркой среднего класса.
Применение они нашли в аэрофотосъемке, видеосъемке, обработка полей, наблюдение за линиями электропередач и газопроводов.