Итак, бизнес. Это слово прочно засело в нашем лексиконе, начиная с перестроечных времён, появления первых кооперативов и массового выхода на российский рынок голливудской продукции, из которой, собственно, это слово и позаимствовано.
Что же это такое? Бизнес, от английского - дело. В понимании англоязычных граждан планеты Земля бизнес – это дело, любое дело, будь то работа в крупной или не очень компании, торговля хот-догами в Центральном парке города Нью-Йорка или свежими газетами на Уолл-Стрит, не важно. Так они это понимают.
В русскоязычном же варианте слово бизнес принято употреблять в отношении более-менее серьёзного коммерческого предприятия, наподобие небольшой сети магазинов, автомоек или хлебопекарни. Всё, что мельче этого, как-то уже не катит под определение бизнес у нашего соотечественника. И ни кто у нас, конечно, не скажет бизнес о бабушкиной торговле семечками где-нибудь на набережной приморского городка. Не соответствует. Впрочем, бабушка не огорчится, она и слова-то такого, может быть, не знает.
Хотя на самом деле бизнес, во всех его вариантах, в том числе по американскому образцу, давно уже стал для многих россиян и их соседей, главным, если не единственным источником дохода, жизни, а для кого-то и просто выживания.
Многочисленные селяне, выращивающие огурцы и помидоры на своих участках, продающие их на местных рынках, бабушки, продающие на пляже горячую кукурузу, мальчишки, моющие лобовые стёкла автомобилям, стоящим в пробках и многие-многие другие уже давно, сами того не подозревая, стали, если говорить по-американски, бизнесменами. Увы, звучит не очень гордо, а у кого-то даже вызовет улыбку.
Однако, и те и другие, из описанных мною выше групп наших «бизнесменов» посмотрят на меня широко открытыми глазами, (особенно первые, владеющие магазинчиками) когда я скажу им, что никакие они не бизнесмены, а просто люди, создавшие себе рабочее место и сами выплачивающие зарплату. Только и всего.
Почему так? Сейчас объясню.
Что происходит с нами, когда мы устраиваемся на работу? У нас есть рабочее место, мы отвечаем за какой-то определённый круг дел в своей организации… Однако, мы как правило, имеем минимальные, если не сказать нулевые возможности влияния на своё положение в этой системе. То есть мы, конечно, можем упорно и прилежно работать, брать работу на дом и делать её сверх нормы, быть всегда любезными с начальством и вообще, быть на хорошем счету. Однако, это нам не гарантирует, что повышение получим мы, а не какая-нибудь племянница шефа.
То же самое происходит с нашим «бизнесом», когда он настолько мал, что способен лишь поддерживать привычный нам уровень жизни, пускай и не бедной жизни. Кто-то скажет, что если бизнес приносит более-менее значительную сумму денег в месяц, скажем семьдесят – сто тысяч рублей, (сужу со своей провинциальной колокольни) то это действительно бизнес с большой буквы, или хотя бы со средней. А что, если конкуренту бизнес приносит пятьсот тысяч?
Вот тут мы и подошли к самому важному.
А что, если конкуренты контролируют 30-50 % рынка и когда они меняют цены, вам приходится подстраиваться под них, чтобы не потерять клиентов? Чувствуете, к чему я клоню? Бизнес не у того, кто просто зарабатывает на рынке, а у того, кто контролирует рынок. Кто его контролирует – тот и бизнесмен. В таком случае, мы с нашим предприятием становимся в каком-то смысле наёмными работниками у нашего более сильного конкурента, у рынка, на котором мы работаем, и только от их желания или нежелания зависит, будет ли существовать наше дело или нет.
Если наш бизнес настолько велик, что деньги стали просто статистикой, если конкуренты с трепетом ждут известий, что же мы собираемся делать в следующем месяце, квартале или году, тогда только его и можно называть настоящим бизнесом.
Вот что такое бизнес.