- защита потребителей от продавцов и производителей, поставляющих некачественную продукцию, т.е. обеспечение соответствия качества продукции необходимым нормативным условиям;
- информирование всех участников рынка, общественных организаций, испытательных лабораторий о требованиях, стандартах, необходимых для сертификации;
- исключение возможности изготовления товаров с применением веществ, наносящих вред окружающей среде и здоровью человека.
Существует два вида сертификации – добровольная и обязательная.
Обязательная сертификация подчиняется Постановлению Госстандарта РФ №64 «О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» (от 30.06.02 г.). При прохождении процедуры получения сертификата, изготовитель (продавец) сдает образцы продукции в лабораторию, прошедшую аккредитацию для проведения подобных исследований. После завершения тестирования продукции лаборатория составит протокол, на основании которого можно получить сертификат желтого цвета.
Обязательной сертификации подлежат те виды продукции, которые могут повлиять на безопасность людей: электроэнергия, электрооборудование и электроприборы, нефтепродукты и альтернативные виды топлива, все виды авто-, мото- и авиатехники, продукты питания, посуда, одежда и обувь, вакцины, игрушки, оружие, аттракционы и др.
В случае отсутствия продукта в перечне товаров для обязательной сертификации следует оформить отказное письмо, в котором разъяснить, что сертификация для данной категории товара является необязательной согласно Постановлению.
Производителю и продавцу известно что, для завоевания доверия потребителей, одной рекламы недостаточно. Поэтому довольно большое количество производителей решаются на добровольную сертификацию, повышая тем самым свой статус перед потребителями. Сертификация в данном случае создает благоприятные условия для привлечения как отечественных инвесторов, так и зарубежных. Добровольная сертификация подчиняется ФЗ №160 «О техническом регулировании» (от 23.07.08 г.) по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения заявленных характеристик продукции. В таком случае сертификат имеет синий цвет.
С точки зрения потребителя, добровольная сертификация придает уверенности в продукции, её качестве, долговечность, надежность, показатели эргономики и др.
Таким образом, сертификация товара – это своеобразный инструмент, регулирующий взаимоотношения между производителем (продавцом) и потребителем. Это не только производство и ввоз в страну товаров, которые соответствуют ГОСТам, ТУ и прочим условиям. Сертификация, прежде всего, позволяет продвигать товары на рынке, активно стимулирует не только рост продаж, но повышает статус производителя перед потребителями и потенциальными инвесторами.