Когда-то много лет назад, в XIX и начале XX века, портативные фотографические аппараты выпускались со встроенными объективами, их конструкция не позволяла применить другой объектив при необходимости изменить фокусное расстояние или увеличить светосилу. По мере роста популярности любительской и репортёрской фотографии это обстоятельство стало сильно досаждать фотографам. До появления серийных объективов с переменным фокусным расстоянием (zoom –объективов) было ещё далеко, и производители фотоаппаратов нашли другой способ облегчить работу фотографа.
В 1930-м году известная немецкая фирма Leica Camera, выпускавшая очень популярные малоформатные камеры, первой приступила к производству аппарата Leica Standart, который позволял использовать сменные объективы с разным фокусным расстоянием. Сам принцип использования сменного объектива был, конечно, не нов, большинство павильонных камер тоже предполагали замену оптики, но для лёгкого малоформатного фотоаппарата это был прорыв в будущее. Теперь репортёру не нужно было таскать с собой несколько разных камер, достаточно было иметь один корпус (body, «тушка» в просторечии) и пару-тройку сменных объективов.
Вместе со сменной оптикой фотографам понадобились и сменные видоискатели к каждому объективу, следом появились приставные дальномеры и экспонометры, сопряжённые вспышки… В 1936-м году фирма «Exakta» выпустила зеркальный фотоаппарат с возможностью смены объективов, к нему потребовались отдельные шахты и фокусировочные экраны, потом и пентапризмы для съёмки с уровня глаз. Фотоаппараты стали обрастать набором принадлежностей, совместимых внутри изделий «своей» фирмы, образовались различные фотосистемы.
Ядром системы является сама системная камера – та коробочка, на которую крепится шильдик с названием фирмы. К ней могут быть присоединены многочисленные объективы. На заре развития этих камер объективы просто вкручивались в «тушку» по резьбе, как большие болты. Постепенно резьба уступила место так называемому байонету, или штыковому замку. У большинства современных крупных фирм-производителей тип байонета свой, рассчитанный только на свою же оптику. Фирмы попроще заимствуют конструктив крепления у «грандов», особой популярностью к концу ХХ века в мире пользовался тип байонета «К» от фирмы Pentax.
Кроме объективов, в систему входят различные вспышки, конвертеры, мотор-рукоятки для плёночных камер, цифровые сменные задники для камер среднего формата, наглазники, батарейные блоки и ещё много-много чего. Всемирную известность обрели «семейства» аппаратов производства фирм Nikon, Canon, Pentax, Minolta, Olympus (так называемая «большая пятёрка»). За последние годы их потревожили и начали потихоньку теснить фирмы, традиционно выпускающие электронику – Sony, Samsung, Panasonic.
Как правило, фотограф, «подсевший» на одну фотосистему, редко с неё мигрирует. Во-первых, всё, кроме кофра да штатива, менять придётся, а во-вторых, «именитые» системы мало отличаются друг от друга и практически всегда можно найти нужное оборудование, не прыгая от Nikon’a к Pentax’у и наоборот. Некоторые же стандарты подсоединения сменных приспособлений являются унифицированными и для разных производителей.
Ещё пару десятков лет назад, на пике развития плёночной техники, зеркальные системные камеры были безусловными фаворитами у фотографов. И продвинутые любители, и профи щелкали малоформатными зеркалками, только у одних комплект аппаратуры стоил сотни долларов, а у других – десятки и сотни тысяч. При необходимости же владелец дорогущего Nikon F5 или Canon EOS1 мог поставить на камеру дешевый стобаксовый объектив, а пользователь простенького «Ф-пятидесятого» - воспользоваться здоровенной «дурой» телескопного размера и увеличения ценой в автомобиль или же суперфункциональной вспышкой. В том и плюс системности…
Для студийных фотографов выпускались системные камеры среднего формата для съёмки на плёнку «рольфильм» шириной 61,5 мм. Кадры получались размером 6х6 и 6х4,5 см (иногда и других форматов). К таким фотоаппаратам, помимо оптики, выпускалось большое количество сменных кассет-магазинов, позволявших оперативно менять плёнку. Также в ассортименте были меха для маросъёмки, видоискатели и прочая специфическая студийная техника. И ныне эти камеры не устаревают, поскольку производители выпускают специальные цифровые адаптеры для них. Наиболее популярными стали системы камер Hasselblad, Mamiya, Bronica и ряд других.
Дальномерные же камеры скромно ушли в тень и производились небольшими сериями для ценителей классики. К ним выпускался не слишком обильный, но вполне достаточный ассортимент оптики и прочих аксессуаров. Как правило, эти камеры и оптика были высочайшего качества и соответствующей цены. К наиболее известным дальномерным системам принадлежали изделия фирм Leica, Contax, Voigtländer.
После прихода «цифры» в фотографию ситуация постепенно начала меняться. Появилась возможность отказаться от сложной оптической системы зеркалок и дальномерок, да и от затвора, как такового. Изображение с матрицы камеры можно было отправлять сразу на экран для визирования и записывать в память. Впрочем, первые системные цифрокамеры сохраняли такой атрибут плёночных камер, как зеркальный видоискатель - качество ЖК-экранов для кадрирования и просмотра снимка ещё было весьма посредственным, изображение зернилось и тормозило, дёргалось. Поэтому оперативность выбора сюжета через оптику была намного выше, чем по экрану.
Однако прошло несколько лет, и электронное визирование подтянулось в качестве, заодно давая новые преимущества в виде возможности разворота экрана в разные стороны. Стало возможным производить съёмку, не упираясь носом в заднюю стенку камеры – хоть с вытянутых рук, хоть из-под левой коленки. Громоздкие пентапризмы и хлопающие зеркала стали превращаться в рудименты.
Весьма быстро прогресс в электронике породил новый класс фотоаппаратуры – беззеркальные системные камеры. Они легче и компактнее зеркалок, в них меньше прецизионных механических деталей, дешевле обходится сборка. Сменные объективы к ним тоже более дешевы, компактны и не так оттягивают сумку и кошелёк. Вторжение таких камер на рынок началось лет 6-8 назад, за это время они уже успели изрядно потеснить традиционные зеркалки. Правда, пока ещё доля последних в пользовании выше, это объясняется огромным количеством накопленных системных аксессуаров к старой технике и не столь обильным ассортиментом сменной оптики к новым камерам.
Впрочем, для фотографов – любителей наличие двух-трёх сменных объективов и вспышки уже является вполне достаточным. Да и разнообразие комплектующих новых систем всё увеличивается, вероятно, оккупация беззеркальными камерами профессионального сегмента тоже не за горами. Тем более что некоторые производители новой техники (Sony и Panasonic) предусмотрели возможность взаимозаменяемости оптики своих фотоаппаратов и нового поколения видеокамер, дополнительно расширяя таким образом систему. Специалисты-маркетологи уверенно прогнозируют этому типу системной фототехники большое будущее. Ждём-с…