Впрысковая (будем употреблять русский эквивалент иностранного термина) система питания пришла на смену карбюраторной в ходе естественного эволюционного развития техники. Многие десятилетия карбюраторы верой и правдой служили людям под капотами их автомобилей. Дешёвая и простая карбюраторная система имела высокую ремонтопригодность и невысокую требовательность к качеству топлива. Но недостатков было больше, и они перечеркнули былые заслуги.
Карбюратор уже никогда не сможет вписаться во всё более ужесточающиеся требования к топливной экономичности и токсичности выхлопа. К тому же, он снижал КПД двигателя неоптимальным составом топливно-воздушной смеси в разных цилиндрах.
Пришла эра впрысковой системы питания автомобиля. Что это такое? Принцип действия новой системы питания следует из её названия. Бензин не всасывается во впускной коллектор, как в карбюраторном двигателе, а впрыскивается с помощью форсунок.
Итак, бензин из бензобака поступает к двигателю с помощью специального насоса. В этом система впрыска немного похожа на карбюраторную. Только насос в первой более мощный, так как должен создавать большое давление в бензопроводе.
Давлением бензина управляет регулятор давления. Он устанавливается в непосредственной близости от форсунок и поддерживает постоянное давление бензина в питающей магистрали на всех режимах работы двигателя, а его излишки сливает в бак.
Через форсунки, установленные во впускном коллекторе у впускного клапана каждого цилиндра, подаётся строго определённое количество бензина. Возможны вариации в расположении форсунок. Они могут находиться не только во впускном коллекторе – это система «распределённого впрыска», но и в самом цилиндре – «непосредственный впрыск». Это даёт определённый выигрыш в мощности и в экономичности.
Далее, количество топлива, подаваемое через форсунки, очень точно рассчитывается контроллером на основе показаний множества датчиков: температуры охлаждающей жидкости, давления, объёма и температуры поступающего воздуха, положения распределительного вала, частоты вращения коленчатого вала и др.
Но главную роль в дозировании бензина определяет объём всасываемого воздуха. Для полного сгорания бензина необходимо строго определённое его количество. По показаниям датчика расхода воздуха («учитывая» показания и других датчиков!), контроллер рассчитывает время открытия форсунок, подавая через них необходимое количество бензина в данный момент времени. Двигатель работает, автомобиль едет…
Так, в самом общем виде, работает система впрыска современного ДВС (двигателя внутреннего сгорания). Разные автопроизводители постоянно вносят в свою продукцию всевозможные новшества, чтобы улучшить их потребительские качества. Вопреки утверждениям, что ДВС достиг предела своего развития, и совершенствовать его уже некуда, он «скорее жив, чем мёртв»!
Прогресс не остановить: дроссельная заслонка, доставшаяся в наследство от карбюраторной системы, может исчезнуть вслед за самим карбюратором. Подачу воздуха научились регулировать высотой подъёма клапанов. Степень сжатия теперь тоже поддаётся регулировке. Слухи о смерти ДВС сильно преувеличены…Чего готовят изобретатели завтра?
Справедливости ради, необходимо отметить, что впрыск был известен задолго до автомобилей. Нагнетающие насосы использовались для различных нужд. Они использовались в паровозах, пароходах, в котельных и т.д. Но свою роль в истории они сыграли, наши нынешние достижения ничего без них не стоят!