Как только родные скрывались с поля зрения ребенка, начинал действовать мужчина-психолог. Задачей его было увести ребенка с детской площадки под любым предлогом за несколько минут. Это были просьбы о помощи, обещание угощения, даже призывы пойти куда-то по просьбе мамы.
Результаты эксперимента шокировали всех. Из десяти детей с незнакомым мужчиной ушли ДЕВЯТЬ! Психологу потребовалось в среднем минуты три – и малыш уже направлялся с ним к выходу с площадки. Хотя практически все взрослые были уверены, что их ребенок никуда не пойдет с незнакомцем, говорили, что учили этому, объясняли. Но, как все убедились, они что-то делали не так. Все, кроме одних.
Как только ребенка выводили с площадки и подводили к машине незнакомца, появлялись родственники с криками: «Что же ты делаешь?!». Но будь это реальная, а не подставная ситуация, скорее всего, было бы уже поздно…
А что же тот единственный мальчик? Когда его спросили, почему он никуда не пошел, он ответил, что пообещал маме оставаться на этом самом месте и не понимал, с чего должен был нарушить это обещание и уйти с незнакомым дядей.
Какой вывод из этого следует? Похоже, ребенка нужно учить не боязни незнакомцев, а ответственности.
Если ребенка основательно пугать всеми возможными незнакомцами, он перестанет улыбаться и фотографу в детском саду! Это не выход. К тому же, как показывает практика, заговорить зубы можно и взрослому, что уж говорить о малыше. Как заставить маленького человека не поверить взрослому, говорящему, что мама попросила отвести его туда-то и ждет его? Нужно научить проверять информацию, научить держать обещания (в частности, оставаться там, где пообещал). Однако и самим родителям необходимо всегда держать свои обещания, чтобы ребенок, в свою очередь, понимал – если мама или папа сказали ждать здесь, они никогда не попросят никого привести сына или дочь в другое место.
Личный пример всегда был важен для детей. Данная ситуация – не исключение. Дети должны учится ответственности у взрослых. Родители всегда должны выполнять обещания, которые дают ребенку и друг другу. Если не уверены, что сможете выполнить то или иное действие, не обещайте. Пусть лучше окажется, что вы выполните, не обещав, чем не выполните, обещая.
Ребенку очень тяжело объяснить, кто есть посторонний. Можно ли назвать посторонним продавщицу в магазине около дома, которую вы видите ежедневно, но не знаете лично? Или человека из соседнего подъезда, который от нечего делать иногда здоровается с вашим ребенком и спрашивает как у него дела? А будет ли посторонним дальний, очень дальний, родственник, которого вы видите в двадцать раз реже, чем того же мужчину из соседнего дома, а то и вообще впервые? Порой мы и сами не знаем ответов на эти вопросы. Ребенок и подавно. А вот держать свои обещания можно научить любого. Главное, найти правильный подход, создавать ситуации и проверять действия, разъясняя их последствия, а основное правило – ребенок должен лично видеть эти самые последствия своих действий. Тогда в более серьезной ситуации, такой, как этот эксперимент или реальная жизнь, он не поддастся ни на какие уговоры, а сдержит слово.