Конечно, идеальным вариантом будет все-таки… не делать уроки с ребенком, в крайнем случае ограничиваясь проверкой. Но это получится не сразу – в первом классе, когда дети еще только «учатся учиться», держать ситуацию под контролем все-таки придется. Вопрос – как именно это делать… и худшее, что мы при этом можем предпринять – это делать уроки за ребенка… конечно, никто не предполагает, что родители сами будут писать за него палочки или буквы, но ситуация «Папа решает, а Вася сдает» (предварительно переписав) никуда не делась – а быть ее не должно.
Конечно, продиктовать ребенку решение задачи или правильный вариант расстановки запятых – это и быстрее, и проще, и возникает соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления… но если вы сделаете это в начальной школе, то действительно рискуете сойти с ума в средней, когда и предметов будет больше, и материал сложнее (а что-то вы уже можете и не помнить). Поэтому не делайте ничего за ребенка, а добивайтесь, чтобы он сделал это сам. Задачу «разжевывать» не стоит – обычно бывает достаточно ограничиться наводящими вопросами.
Помните при этом, что у младшего школьника еще преобладает образное мышление – а у людей, которым трудно даются точные науки, оно может сохранять свою роль довольно долго (точнее, наоборот – образно мыслящим людям трудно дается математика) – поэтому используйте образы, связанные с математическими действиями: скажем, если в задаче требуется узнать, сколько было 500-граммовых пакетов молока, пусть ребенок представит, что он разливает молоко по пакетам – сразу станет ясно, что речь идет о делении. Рисунки, схемы – пусть все идет в ход (и это применимо не только к математике).
Вообще – самостоятельность, самостоятельность и еще раз самостоятельность! Как правило, современные дети уже класса со второго уже весьма лихо управляются с Интернетом – так используйте это! На каждое нытье типа «Мама, как делается морфологический разбор такого-то слова?» – отвечайте: «Не слушал на уроке – так найди теперь сам в Интернете». Конечно, поиск в Интернете тоже требует определенных навыков, и раза два-три вам придется объяснить и показать, как это делается (а заодно проконтролировать, чтобы ребенок искал там именно объяснения и образцы, а не готовые решения – сейчас ведь есть и такие сайты), но потом он будет гораздо больше управляться с поиском сам и меньше беспокоить вас, а само по себе умение искать информацию точно не повредит. При этом вы достигнете еще одной цели: привыкнув ассоциировать Интернет со школьными уроками, ребенок вряд ли захочет «не вылезать» из него, что так беспокоит многих родителей.
Словом, единственно верный способ не сойти с ума, делая уроки с ребенком – это вовремя научить его делать уроки самостоятельно.