icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Дом и семья

Как сделать с ребенком уроки и не сойти с ума?

  • 2505
  • 2

Как сделать с ребенком уроки и не сойти с ума?

Р
Родители охрипли, ребенок, сосед выучил наизусть все, что можно было выучить, кот пересказал… эта картина знакома до боли каждому, у кого есть дети-школьники. Ситуация усугубляется тем, что учителя склонны перекладывать часть своих обязанностей на родителей – и если родителям, скажем, не удается уследить за почерком своего ребенка, они вполне способны отказаться проверять его тетради и даже организовать визит на дом в сопровождении социального педагога со всеми вытекающими (вплоть до вызова на комиссию по делам несовершеннолетних)… Словом, уроки родители с детьми вынуждены делать – и никуда от этого не деться. Но как при этом сохранить в неприкосновенности нервную систему?

Конечно, идеальным вариантом будет все-таки… не делать уроки с ребенком, в крайнем случае ограничиваясь проверкой. Но это получится не сразу – в первом классе, когда дети еще только «учатся учиться», держать ситуацию под контролем все-таки придется. Вопрос – как именно это делать… и худшее, что мы при этом можем предпринять – это делать уроки за ребенка… конечно, никто не предполагает, что родители сами будут писать за него палочки или буквы, но ситуация «Папа решает, а Вася сдает» (предварительно переписав) никуда не делась – а быть ее не должно.

Конечно, продиктовать ребенку решение задачи или правильный вариант расстановки запятых – это и быстрее, и проще, и возникает соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления… но если вы сделаете это в начальной школе, то действительно рискуете сойти с ума в средней, когда и предметов будет больше, и материал сложнее (а что-то вы уже можете и не помнить). Поэтому не делайте ничего за ребенка, а добивайтесь, чтобы он сделал это сам. Задачу «разжевывать» не стоит – обычно бывает достаточно ограничиться наводящими вопросами.

Помните при этом, что у младшего школьника еще преобладает образное мышление – а у людей, которым трудно даются точные науки, оно может сохранять свою роль довольно долго (точнее, наоборот – образно мыслящим людям трудно дается математика) – поэтому используйте образы, связанные с математическими действиями: скажем, если в задаче требуется узнать, сколько было 500-граммовых пакетов молока, пусть ребенок представит, что он разливает молоко по пакетам – сразу станет ясно, что речь идет о делении. Рисунки, схемы – пусть все идет в ход (и это применимо не только к математике).

Вообще – самостоятельность, самостоятельность и еще раз самостоятельность! Как правило, современные дети уже класса со второго уже весьма лихо управляются с Интернетом – так используйте это! На каждое нытье типа «Мама, как делается морфологический разбор такого-то слова?» – отвечайте: «Не слушал на уроке – так найди теперь сам в Интернете». Конечно, поиск в Интернете тоже требует определенных навыков, и раза два-три вам придется объяснить и показать, как это делается (а заодно проконтролировать, чтобы ребенок искал там именно объяснения и образцы, а не готовые решения – сейчас ведь есть и такие сайты), но потом он будет гораздо больше управляться с поиском сам и меньше беспокоить вас, а само по себе умение искать информацию точно не повредит. При этом вы достигнете еще одной цели: привыкнув ассоциировать Интернет со школьными уроками, ребенок вряд ли захочет «не вылезать» из него, что так беспокоит многих родителей.

Словом, единственно верный способ не сойти с ума, делая уроки с ребенком – это вовремя научить его делать уроки самостоятельно.

pro
Тамара Меркулова

Делала с детьми уроки, объясняла многое настолько, что сама поняла :). С ума не сошла. Я что-то делала не так?

top
Halida Rojkova

Есть анекдот:
-Сколько тебе сегодня уроков задали? - спрашивает мать сына.
- Ой, тебе сегодня орать и орать, - отвечает, вздохнув. ребенок.
Наверное, Вы, Тома, к этой категории родителей не относитесь.:)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+