Для начала разберемся с возрастом. Если это малыш первого года жизни, ему, конечно, требуется присутствие кого-то из взрослых для того, чтобы эти самые взрослые показывали ему что-то, рассказывали, объясняли, учили. Но совсем не обязательно это делать все время, пока ребенок бодрствует. Несмотря на свой возраст, он – тоже человек и не откажется иногда побыть один. В конце концов, ему может быть долгое время интересна одна и та же игрушка, он захочет рассмотреть ее как следует, изучить ее свойства и возможности. Вам же она надоест через минуту, после чего Вы попытаетесь дать малышу что-то другое, лишив его возможности изучения.
Ребенок второго года жизни и старше уже может дольше оставаться один, особенно если перед этим Вы покажете ему что делать с той или иной игрушкой, сможете его заинтересовать процессом. Например, покажете, что можно смастерить из конструктора. Кроме того, в этом возрасте малыш вполне способен долго играть с машинкой или куклой, которые стали любимыми.
Разумеется, есть детки, никак не желающие оставаться один на один с игрушками и требующие постоянного присутствия мамы или папы. Но тут уж решать исключительно Вам, сколько времени проводить с любимым чадом. Если Вы не обременены домашними делами, можете играть вместе хоть целый день. Однако зачастую дела все же находятся. Поэтому малыша следует изначально, с рождения, приучить к самостоятельной игре в течение определенного времени, достаточного для выполнения домашних дел. Не бывает детей, которых невозможно ничем заинтересовать. Экспериментируйте, и у Вас все получится!
Сейчас половина, а, может, и больше, мам обязательно восстанут и начнут думать: «Как же так, он ведь совсем маленький, хочет внимания и заботы, любви и ласки!». Это все непременно так, но ведь Вы и так проявляете все эти чувства, когда укладываете детей спать, кормите их, просто держите на руках и целуете. А игрушки для того и придуманы – занять малыша и дать отдохнуть взрослым! Так не отнимайте у них эту функцию.
Кроме того, существуют и другие аргументы в пользу самостоятельной игры. Игрушки помогают ребенку стать более внимательным к деталям и находчивым. Когда ему наскучит играть стандартным способом, он попытается придумать другие варианты игры. Это, к тому же, развивает фантазию.
Самостоятельная игра непременно учит терпению. Например, если у ребенка не получается соединить две детальки конструктора, а мама – вот она, рядом, он обязательно покажет свое неудовольствие, попросит о помощи, а мама, конечно, поможет. Когда же ребенок один, он надеется только на себя, поэтому попробует снова и снова, пока у него не получится.
Аккуратность и осторожность тоже воспитываются в самостоятельной игре. Сколько раз приходилось замечать, как малыш неосторожен на ступеньках или горке в присутствии взрослых и каким аккуратным становится, когда понимает, что его никто не поймает в случае падения. Разумеется это актуально, когда ребенок уже отлично умеет ходить. Иначе отходить от него в таких опасных местах точно не стоит.
Конечно же, можно и нужно иногда помогать ребенку, направлять его, подсказывать. Главное, не делать это постоянно. Он должен учиться принимать самостоятельные решения с самого детства, узнавать и создавать что-то новое, а в таком возрасте это происходит лишь посредством всевозможной игры.