Умение говорить нет – великий талант, необходимый каждому человеку. Почему? Да потому, что сказанное вовремя слово «нет»значительно упрощает жизнь. А тем, кто занимается бизнесом, оно, это умение, помогает избежать ненужной траты времени и незапланированной потери денег. Все так, но вот беда: далеко не каждый бизнесмен способен произнести это слово тогда, когда требуется.
А когда требуется?
Прежде всего, тогда, когда речь идет о невыгодной операции. Суть неважна, важен принцип отказа. Поддавшись на уговоры и нытье о кризисе, можно заключить контракт «в пользу бедных» и получить меньший процент прибыли, а то и вовсе ее не получить.
Почему мы не умеем говорить твердое нет?
Во-первых, мешает воспитание. Родители и учителя сумели внушить нам, что со всеми следует быть в хороших отношениях, что прямой конфликт – это дурной тон. Привычка «быть хорошим», ну или хотя им слыть очень мешает бизнесу.
Во-вторых, мягкотелость и деликатность. Вообще-то оба эти качества нынче не в моде, с ними повсеместно борются. Есть даже курсы по саморазвитию, на которых вас могут научить напористости и легкому хамству. И, надо сказать, что там работают профессионалы, потому что процесс вытравливания деликатности проходит вполне успешно. В бизнесе это порок, а не добродетель.
В-третьих, сомнения. Вполне понятное чувство: а вдруг отказ станет ошибкой? Тогда потери станут реальностью, и партнер будет потерян. Убытки неизбежны. Скажешь «да» - проиграешь. Скажешь «нет» - получишь такой же результат.
В-четвертых, боязнь испортить деловую репутацию. Отказывая, рискуешь прослыть необоснованно жестким человеком, который не смог или не захотел просчитать ситуацию и свою выгоду.
Что делать в такой ситуации? Учиться правильно говорить слово «нет».
Как отказать бизнес партнеру и сделать это правильно?
Что делаем сначала? Разбираемся в ситуации. Это нужно для того,
- чтобы не оказаться в невыгодной ситуации,
- чтобы понять, не подставляют ли тебя, спрятавшись за невинной, на первый взгляд, просьбой,
- чтобы не прослыть тираном и недальновидным человеком.
Для исключения всех этих «чтобы» задаем множество вопросов, уточняя ситуацию. Если все-таки придется отказать, то следуем двум правилам.
Первое – отказываем вежливо. Соблюдение правил делового этикета поможет смягчить отказ. В любом случае лучше всего расставаться на «дипломатически вежливой ноте». Плодить врагов и недоброжелателей не стоит. Мир тесен, вполне возможно еще придется поработать вместе с этим партнером.
Второе правило - отказ должен быть аргументирован. Лучше всего приводить весомые аргументы, убедительные, как железобетонные плиты. Партнер не должен почувствовать, что вы колеблетесь и сомневаетесь. Для этого исключаем обтекаемые фразы. Никаких «я подумаю над вашим предложением» или «посмотрим». Хотите дать отсрочку? Так и скажите. Отказываете? Откажите так, чтобы у партнера не осталось сомнений.
Извиняющаяся улыбка в такой ситуации будет неуместна. Вместо этого добавляем металл в голос, надеваем на лицо вежливую улыбку, и отказ прозвучит максимально категорично. Жестко? К сожалению, иного пути нет.
Есть ли варианты мягкого отказа?
Это предложение альтернативы или компромисса. Сделку можно отложить до более благоприятных времен или заключить ее, внеся некоторые изменения в контракт. Если партнер согласен на эти условия, то отказ в жесткой форме не понадобится. А если никакие ваши доводы не принимаются, то следует повторить все аргументы еще раз или просто жестко и категорично отказать.
Умение отказывать, не нанося при этом ущерба своему бизнесу и репутации, приходит со временем. Бизнесмены шутят, что правильное звучание слова «нет» начинает получаться после десятого отказа.