«Над небом голубым есть Город золотой с хрустальными воротами стеклянною стеной…»
Этими словами Анри Волхонский начинает рассказ в стихах о Городе, о Рае, о месте «над твердью голубой».
Представляется мне, что этот стих о Тбилиси, несмотря на то, что в стихотворении использованы библейские образы из ветхозаветной Книги пророка Иезекиля (Иез. 1:10). Вполне может быть, что автор и сам не ведал, о чём творил. А может быть и ведал. Кто знает? Более точного описания этого города трудно найти. Да, собственно, и искать незачем. И пусть читателя не смущают последующие строки «гуляют Там животные невиданной красы…» Человек – животное социальное, об этом и наука говорит. А более социальный на Земле город трудно найти, да и искать незачем, потому что есть Тбилиси.
Тбилиси – особенный город, отличный от остальных городов Грузии. Может быть, поэтому и является её столицей, её сердцем. Тбилиси – город чувств и эмоций. Контрастных чувств и эмоций. Тбилиси вообще город контрастов. Здесь можно увидеть раритетный автомобиль в отличном состоянии, который используется в качестве такси, здесь можно увидеть роскошно и со вкусом одетых людей, выходящих из подъездов домов, которые могут не сегодня, так завтра рухнуть. И что самое главное, они, эти люди, – счастливы. Счастливы, как дети. Город Счастья. Город-Рай. Город, живущий под покровительством мученика Або Тбилисского, араба по национальности, христианина по вероисповеданию. Тбилиси, следует отметить, является городом христианских мучеников, которые предпочли принять мученическую смерть, нежели предать христианскую веру. Они решили умереть сегодня, чтобы вера в Христа жила сегодня, завтра и всегда, а Крест из виноградной лозы продолжал осенять благодатную землю Грузии.
Каждый приезжий, и богатый, и бедный, каждый турист найдёт в Тбилиси что-то для себя. Для богатых – глянцевый центр столицы, для бедных – весь Тбилиси.
Но есть в Тбилиси места, где встречаются и живые богатые и живые бедные, где все равны. Это – серные бани, и «супра» (застолье). Места пересечения, где собираются и встречаются люди. Равные среди равных. Места, где лечат душу, дух и тело.
По древней легенде, серные источники оживляют тело. «Супра» лечит душу. Обычно делается так – вечером «супра» (лечение души), утром – серная баня (лечение тела). И для успешного завершения лечения после бани необходимо отведать хаш(и) (лечение духа). Важным является разумное ограничение водки. Ибо какой же это хаш(и), если нет водки? Иначе «выход» может преобразиться в очередной вход в «супра», чего тело (внутренние его органы) может и не вынести. У всего есть предел. Воистину, в здоровом теле – здоровый дух. Но начинать необходимо с души.
Тбилиси – наилучшая «таблетка» для закрученных и замороченных. В этом городе приезжий чувствует себя как желанный гость, как званный, как избранный. Город – к его услугам. Конечно же, за всё надо платить. Но разве дело в деньгах? Дело – в месте, в городе, в атмосфере. А хинкали – они одинаковые, как и хачапури, как и вино. Более того, скажу вам по секрету, что для бедных всё вышеперечисленное – лучше и гораздо вкуснее. Потому что Тбилиси – город бедных людей, с небольшим количеством богатых и прослойкой интеллигенции. И что удивительно – богатые в Тбилиси тоже, бывает, «притворяются» бедными. Потому что и они хотят вкусно поесть.
В своё время какой-то персидский шах прослышал, что тбилисские серные бани излечивают от импотенции. Прибыв в город, он принял серные ванны, но это ему не помогло. И он приказал разрушить и сжечь Тбилиси. Дурачком он, наверное, был. Не понимал многого. Не знал рецепта. Но это – другая история.
Поэтому, друзья мои, если почувствовали, что закрутились и заморочились, если чувствуете, что душа не на месте, – летите, езжайте, идите в Тбилиси. Лечите душу, дух и тело. Устраивайтесь за столом, заказывайте вино, закуску, хинкали, хачапури, солянку по-тбилисски… кто во что горазд… наполняйте стаканы и говорите друг другу проникновенные слова, достигающие сердца. Говорите искренне и от души. И не бойтесь осушать бокалы до дна. Главное, уделяйте внимание и еде. А утром – в серную баню. После неё – хаш(и). Благо, и бани, и хашные находятся друг от друга в шаговой доступности. Глядишь, Бог даст, в вас признают своих. В таком случае, придётся после супра-бани-хаши налегать на «Боржоми». Есть такая минеральная вода. Но это – другая история. Дай Бог, обойдётся.
И помните, что всё время вашего нахождения в этом райском месте с неба на вас взирают мудрые и добрые глаза араба, мученика Або Тбилисского.
Конечно, «супра» можно устроить и в местах проживания потенциальных гостей Тбилиси, и отведать там же и хаши, но есть одна закавыка – серные бани есть только в Раю, в золотом Городе. И это – факт, от которого не уйдёшь.