Русский народ действительно удивительный. Как разгадать тайну русской души? Наш народ выигрывал войны, противостоял вторжениям иноземцев, стоял на своём не смотря ни на что. Вспоминаются слова песни Примадонны: «Нас бьют - мы летаем». Недаром советский поэт Евгений Евтушенко назвал главной чертой русского национального характера «претерпелость» от слова «терпеть». Как бы ни травили Россию санкциями и информационной войной, как бы ни пытались отстранить от Олимпиады, а мы всё равно в первой пятерке по количеству медалей, ни с шестом выше всех прыгнем, так саблями и рапирами всех зарубим на соревнованиях по фехтованию. И история и современность показывают, что русские не сдаются, русские живут на преодолении и всегда, в любой ситуации остаются русскими.
В современной гуманитарной науке, наверное, нет более актуального вопроса, чем вопрос о национальной идентичности. Ведь в любой кризисный этап истории на первое место выходит «национальное», так это было на рубеже XIX-XX века, когда рушились мировые империи, когда Европа находилась на рубеже двух исторических эпох. То же самое происходит и сегодня в эру глобализации, когда границы стран и культур стираются, и «мировой гегемон» с американской физиономией распространяет по миру не только своё политическое и экономическое, но и культурное влияние. Нас учат жить по-американски. Вопрос, в исторической науке названный проблемой «кризиса национальной идентичности», всё более явно встает в современном обществе. Печально, что это мало кто замечает. Именно «национальный» вопрос лежит сегодня в основе многих процессов происходящих в различных регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке, и, уж извините, на Украине. Как бы быстро не шли процессы глобализации, и как бы не пыталось западное общество подогнать всех по общие стандарты, национальные особенности нельзя стереть. Перед людьми встает вопрос: «А кто мы, в этом новом мире, и по какому пути нам идти». Так это было в конце XIX века, так это происходит и сегодня. Национальный код - это диагноз и никакими «глобализациями» его не победить.
Многие философы бились над вопросом, в чем же загадка русской души, однако однозначный ответ на этот вопрос дать сложно даже сегодня, когда проблемы «национального характера» и национальной идентичности ввиду своей актуальности активно исследуются гуманитарными учеными. Конечно же, русскому человеку в первую очередь придет в голову знаменитая русская триада С. С. Уварова, «Православие, самодержавие, народность», положенная в основу «Теории официальной народности», ставшей идеологией самодержавной России. «Религиозная идентичность», «Отношение к власти» и «Образ родины» - три основополагающих концепта, на базе которых можно рассмотреть национальный характер. Итак, давайте попробуем опереться на русскую триаду и рассмотреть её элементы не только применительно к эпохе Николая I, когда она была создана, но и ко всей российской истории и к современности. Первый элемент - православие. Конечно, религиозная идентичность играет важную роль в национальном сознании, однако сегодня Россия - светское государство, за плечами которого 70 лет советского атеизма. О каком православии можно говорить? На самом деле, можно! Православие стоит понимать не буквально, как всеобщее религиозное вероисповедание и хождение в церковь, а как элемент сознания или даже «подсознания», как основу русской духовности. В годы Великой Отечественной войны, в советскую атеистическую эпоху, русский солдат выбегал из окопа с криком «За родину, за Сталина!» и при этом крестился! Вот она, бессознательная религиозная идентичность. Даже самый ярый атеист сегодня, оставаясь русским, хранит в себе частичку православной культуры. Недаром самое большое количество ангелов было у русских святых, а из 12 святых мест на земле — пять находится на территории России. А как же языческая, довладимирская Русь, спросите вы. Она что, не была Русью? Ведь христианство к нам принесли греки. Как раз-таки была, именно этот причудливый синтез языческих традиций и поверий и православной культуры и составил основу русской духовности. Именно глубокая и своеобразная русская религиозность легла в основу бытия русского человека, который живет, ни разумом (как англичанин или американец), а именно чувствами.
Перейдем к следующему элементу — самодержавие. Опять же, при взгляде на современную Россию видим нестыковку. Сегодня Россия - республика, и страной управляет президент. Но дело, опять же, не во внешней стороне вопроса, а во внутренней, важна не форма, а содержание. Важно не то, как называется по Конституции глава государства, а в отношении русских к власти. Хочется вспомнить из стихотворения Н. А. Некрасова : «Вот приедет барин, барин нас рассудит». В ней замечательно отражается отношения простого русского человека к «барину», будь то помещик, монарх или президент. Кто бы ни стоял во главе государства — великий князь, царь, император, генеральный секретарь или президент, Россия по сути всегда будет оставаться монархией. Русский всегда будет верить в своего правителя и ассоциировать современную жизнь именно с ним. Это проявляется даже в бытовой речи, чего стоит выражение «Сталина на них нет». Почему именно Сталина, почему не «Партии на них нет» или «Генсека на них нет». В России власть всегда персонифицирована. Сегодня мы часто говорим фамилию «Путин» имея в виду не конкретное лицо, а всю российскую власть, которая олицетворяется для нас в президенте. И с точки зрения ментальности и национального характера, не имеет никакого значения, что будет написано в Конституции.
Ну а теперь самый сложный компонент, народность. В нем, собственно, и выражается квинтэссенция национального характера, это «национальная обособленность», национальные черты, защита своей культуры от всего иностранного. Народность - основополагающий элемент культуры, символический образ народа.
Три этих элемента определяют специфические черты русского характера. Это способность русских жить чувствами, а не разумом. «Любить, так любить», «Гулять, так гулять». А как же любимое русское «На авось», разве это не характеристика национальной культуры, не проявление веры в высшие силы и надежды на царя и бога?
Говоря о русской душе и русской национальной идентичности, нельзя не обратиться к так называемой «русской идее», которую в своём творчестве разрабатывали выдающиеся писатели и философы нашей страны, такие как А. С. Пушкин, Н. А. Бердяев, В.С. Соловьев, Ф. М. Достоевский и др.
В рамках разработки «русской идеи» было выделено три черты русского самосознания: мистицизм, историзм и эстетизм. Рассмотрим их и сопоставим с интерпретированной выше триадой.
Мистицизм в понимании русских во многом соотносится с православием, это восприятие бога, интерпретации религиозной культуры, органическое соединение «рацио» с «чувственным». Мистицизм национальной культуры как раз и проявляется в умении жить «чувствами», а не «разумом». Русская культура иррациональна и это противопоставляет её Европе.
Историзм — религиозно-космический концепт культуры, выраженный в идее преемственности (теория «Москва-Третий Рим») и идеи соборности. Соборность одна из главных черт русской истории. На современном языке соборность можно назвать «коллективизмом», противопоставленным западному «индивидуализму», который сейчас так усиленно навязывается нам Западом. Русские всегда жили «соборно», коллективно. В то время как на западе развивалось фермерство — индивидуальное хозяйство, в России существовала сначала «крестьянская община», потом «колхоз». В Европе и Америке люди едва знают своих соседей, а даже если общаются, то не так «душевно» как у нас. Ну какому американцу придет в голову пойти к соседу «за луковицей». Вот именно поэтому распространенный по миру в ходе глобализации американский концепт «Self Made Man” идет в противоречие, в разрез с русской ментальностью. У них каждый сам за себя, у нас «мы вместе» и «вместе мы - сила». Именно дух соборности и коллективизма помогал русскому народу выжить в самые тяжелые времена истории, и Наполеона прогнать и до Берлина дойти.
Ну и наконец «эстетизм», третья составляющая русской идеи, которую раскрывает в своих трудах наследник «русской религиозной философии» А. Ф. Лосев. Он обращает внимание на специфику русской мысли, которая строится не на «абстрактных» понятиях, как на Западе, а на художественных образах. Образность и противостояние западному рацио — вот основа русского эстетизма. Недаром почти все русские философы были писателями и наоборот, и даже те философы, кто не создал художественных текстов, отличались образным художественным словом.
А. Солженицын выделял такие черты русского характера как «смирение с судьбой», «самопожертвование» и «сострадание», и в построениях великого нашего писателя советской эпохи мы видим элементы, которые присутствуют и в «триаде» и «русской идее». «Смирение с судьбой» - есть вера в бога и царя батюшку, истоки которой кроются в православной культуре, «самопожертвование» и «сострадание» это проявление соборности, с одной стороны , а с другой то , что Евтушенко назвал «претерпелостью», способность «терпеть» и «страдать», ради народа, ради великой цели.
И всё же главная черта русского характера, обобщающая всё — мистицизм и иррациональность, жизнь «по сердцу», а не «по разуму», вот поэтому иностранцам так сложно понять «тайну русской души». Недаром великий поэт Тютчев писал: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить».