Однако, мне удалось в своё время поговорить с перевозчиками, правда - не морскими, а автомобильными, далеко не такими великими, как вышеупомянутый грек, но всё же неплохо зарабатывающими на своём бизнесе.
В подавляющем большинстве случаев дело происходило в знаменитом теперь на весь мир городе Сочи – столице будущих зимних олимпийских игр 2014 года. По долгу службы приходилось мне общаться с разного рода перевозчиками, как большими организациями, так и частниками. Возили они мне, значит, песок и щебень на нашу великую олимпийскую стройку, а я контролировал, чтоб не отсыпали шофера песок по ошибке себе во двор. Между делом, конечно, случалось общаться на темы, не касающиеся нашей непосредственной работы. И, будучи натурой любознательной, я расспрашивал по возможности о тонкостях бизнеса этих милых ребят.
Пойдём по порядку. Был такой постоянный подрядчик Рудик. Не Онассис, хотя тоже кучерявый и чернявый. Из абхазских армяней. Камаз его, самосвал, не знаю точно, что за модель, был года, этак, девяностого. Купил его мой друг за 350 тысяч отечественных рублей. Вместе с товарищами этот парень занимался тем, что своей машиной вывозил строительный мусор, в основном землю, с нашего объекта. Не спрашивайте куда – это был секрет его фирмы. Лично мне этот предприимчивый парень хвастался, что если есть хорошая работа, наподобие той, что на олимпийских стройках, то такая машина, как у него, окупает себя за 2-4 месяца. При условии, что работаешь на ней сам. Ломается, правда часто, но, несмотря на это, окупает.
Что не удивительно. За один рейс им платили 1700 рублей. В ночь эти архаровцы умудрялись сделать от 3х до 18ти рейсов, закрывая глаза на то, что запрещено выгружать строительный мусор в непредназначенных для этого местах, таких как обочины дорог, тротуары или берег реки. Бизнес – иначе не выгодно. Так говорили они.
Был один товарищ посерьёзней. Тот владел несколькими новенькими Камазами – самосвалами. Если не ошибаюсь, его звали Марат. Его фирма занималась перевозкой щебня из Каменского карьера на наш объект. С ним лично довелось общаться всего два раза, но и он успел поведать что-то интересное.
Сначала рассказывал о тяжёлой судьбе автоперевозчика, о том, как в Москве после кризиса 2008 года он остался без своего автопарка, который забрали приставы за долги банку, но парочку грузовиков всё же удалось спасти и уехать в Сочи.
О деталях бизнеса Марат сильно не распространялся, но по поводу прибыльности сказал следующее: «одну машину держать не выгодно, Саш, мало денег давать будет, накладных расходов много. А вот если хотя бы две возьмёшь – тогда одна будет все расходы отрабатывать на солярку, налоги, зарплату и ремонт, а другая чисто на прибыль работает».
Из чего нетрудно было сделать вывод навскидку, что рентабельность его бизнеса около пятидесяти процентов.
Самое важное в этом бизнесе, особенно важно это, когда берёшь ссуду в банке под него, чтобы у тебя был надёжный долгосрочный заказчик, чтобы машины не простаивали и не капала на мозги пеня и приставы не раздражали телефонными звонками.
В общем, к любому делу надо подходить с умом. Как Аристотель Онассис.