Городскому жителю, видящему молоко в пакетах, мясо на подложке, вряд ли известно, сколько стоит и весит корова, сколько ест, сколько дает молока.
И в самом деле - сколько? Купить корову в Сибири можно и за 20, и за 40 тысяч рублей.
Весит средняя корова в возрасте после трех лет 400-500 килограммов. Доится она десять месяцев в году и дает за это время 3-7 тонн молока в зависимости от породы, здоровья и кормления. Раз в год корова приносит теленка. В сутки корове надо около 25 кг кормов - сено, силос, комбикорм, зерно, отруби, корнеплоды. Летом основным кормом становится трава на выпасе. Питательность корма измеряется в кормовых единицах, их нужно около 9, соблюдая норму по белку и каротину.
Сколько же стоит накормить корову, чтобы она давала пусть не 25, но 10-12 литров молока? Если хозяин сам заготавливает сено, картофель, корнеплоды, в стоимость войдут затраты его труда и доставка, плюс покупка зернопродуктов. Можно считать 10-30 рублей в сутки. Жителю пригорода, где все корма придется покупать и привозить, достаточный рацион может стоить и сто рублей. Сейчас все реже можно увидеть сено в стогах. Пять центнеров сена в рулоне можно купить за тысячу рублей. Корове этого хватит на 1,5-2 месяца.
Надоенные десять литров каждые сутки надо реализовать. Пусть семье останется 2-3 литра. В деревне, из которой до города ехать сто километров, дороже 15-20 рублей молоко соседи не купят. Ежедневный доход в 150 рублей в селе почти роскошь. В город едут один-два раза в неделю, там продают в два раза дороже. На продажу везут не только молоко, но и сливки, масло, творог. Некоторые даже сыворотку продают. Но чтобы такая поездка себя оправдала, нужно везти продукцию минимум от 4-5 коров.
В городах и пригородах коров и дойных коз держат немногие. Но имеют постоянных благодарных покупателей. Разбирают, в основном, молоко, а сливки, творог, масло приходится заказывать специально.
Здесь речь велась о частных подворьях. Конечно, основными поставщиками молочной продукции являются расположенные вокруг больших городов крупные животноводческие комплексы с налаженной переработкой молока. Сюда приходят известные торговые марки, появляется возможность приобретать высокопродуктивных коров, применять новые технологии, удешевляющие производство. Хотя ни для кого не секрет, что в стоимости покупаемого нами в супермаркете пакета молока доля производителя совсем небольшая.
А существовавшие раньше в каждой деревне фермы, если и сохранились, то держатся едва-едва. Некому работать, негде перерабатывать, некуда реализовывать. Вот и стоят бывшие животноводческие комплексы, заросшие крапивой и мелколесьем, пугая ребрами провалившихся крыш. И сейчас никто не удивляется, если в сельском магазине стоит очередь за творогом, молоком в пакетах, привезенными не за сто, а за все пятьсот километров.
А ведь огромные свободные пространства, разнотравье, вода, необходимость в органических удобрениях логично подводят к необходимости развивать эту отрасль сельского хозяйства. Большим отрицательным фактором является гнус. Он терзает животных летом, снижает продуктивность. Но лето в Сибири длится всего три месяца.
Что же наш "частник"? Честь и хвала этим великим труженикам, благодаря которым теплится еще жизнь в сибирских деревнях. Чистоплотным, трудолюбивым, заботливым хозяюшкам, каждый день обихаживающим своих "животинок". Благодаря им у нас есть возможность знать вкус натуральных продуктов, какими питались наши предки. Сибирское барабинское масло в 19 веке было важной статьей российского экспорта, очень ценилось в Германии. А сейчас это вкусное масло днем с огнем не сыскать в магазинах.
Так выгодно ли заниматься молочным животноводством в Сибири? Скорее нет. Приведенная выше арифметика показывает, что если продать за год от одной коровы три тонны молока по 30 рублей за литр, без учета расходов на корма, транспорт, получают 90 тысяч рублей, или 7,5 тысяч в месяц . И только, если их в хозяйстве 5-6 голов, то при налаженных каналах реализации смысл заниматься этим есть. Интернет-магазины органических продуктов, кооперативы фермеров при хорошей организации могут обеспечивать селян оплачиваемой работой, а горожан качественными и свежими натуральными продуктами.