Теоретически, отдельный человек может – уехать на необитаемый остров или в глухой таежный угол и жить натуральным хозяйством, целиком и полностью обеспечивая себя своим трудом, ничего не покупая. И все-таки даже такой человек не сможет обойтись без денег, ведь сначала он должен будет этот остров или участок земли в тайге купить, а в дальнейшем – платить за него налоги.
Может ли обойтись без денег общество в целом? Пожалуй, может – тоже теоретически. Одну из первых моделей такого рода представил сэр Томас Мор – английский мыслитель и политический деятель – в своем знаменитом произведении «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», впрочем, чаще эту книгу называют просто – «Утопия».
В идеальном с точки зрения сэра Томаса обществе все продукты и вещи свозят в лавки, где каждый имеет возможность бесплатно взять то, что ему нужно – правда, при этом автор замечает, что, во-первых, никому не придет в голову взять больше, чем нужно, во-вторых, все работают… и тут мне вспоминаются откровения одного моего школьного учителя. Когда он был ребенком, в школе, где он учился, висел типичный для той эпохи лозунг: «Новое поколение будет жить при коммунизме!» (коммунизм же, как вы помните, несколько напоминал идеи Томаса Мора). Так вот, по его признанию, первая мысль при виде этого лозунга была такой: если всего будет много и все бесплатно – зачем же тогда работать? Не исключено, что мальчик тогда продолжил мысль: а если тогда работать будет необязательно – зачем же сейчас учиться, но рассказать об этом ученице 40 лет спустя, наверное, было бы непедагогично… Пока существуют люди, мыслящие в таком русле (и не просто существуют, а составляют большинство), необходим «кнут»: не будешь работать – ничего не получишь.
И такой «кнут» возник естественным путем. Натуральное хозяйство не могло существовать вечно: по мере своего развития отдельные виды труда требовали все больше времени и умения. И вот уже оказывается, что один из жителей селения лучше управляется с пчелами, а другой – с металлом. К первому все идут за медом, а ко второму – за ножами, наконечниками для стрел копий – и, разумеется, взамен предлагают плоды своего труда, ведь только тогда каждый из этих «узких специалистов» сможет заняться только своим делом, обеспечивая все селение… это называется натуральным обменом.
Но натуральный обмен не всегда удобен: может, тому же кузнецу именно сейчас не нужна лисья шкура, которую я могу отдать за изготовление топора, а нужно что-то другое, чего у меня нет – и мне это что-то придется выменять на шкуру у кого-то другого, при условии, что я найду того, кто согласен отдать это в обмен именно на лисью шкуру… Чтобы обмен не был такой сложной процедурой, должен был появиться всеобщий эквивалент, который можно менять на что угодно. Сначала это были предметы, которые нужны всем – исследователи называют их натуральными деньгами. В качестве таковых могли выступать, например… коровы. Промежуточный вариант представляют собой изделия из драгоценных металлов, которые еще можно использовать по прямому назначению, но они уже выступают в качестве всеобщего эквивалента по весу – золотые украшения, чаши. Далее драгоценные металлы начинают считать слитками и, наконец, догадываются делать из них особые предметы – деньги, имеющие определенную материальную ценность.
Таким образом, деньги потребовались людям для того, чтобы облегчить обмен товарами, сделать его более удобным. И пока не изменится кардинально человеческая психология, без денег мы не обойдемся.