Для начала вспомним, что представляет из себя малахит. С точки зрения химии, это дигидроксокарбонат меди. Это значит, что он состоит из оксида (соединения с кислородом) меди (CuO), углекислоты (СО2) и воды (H2O). Эти вещества находятся между собой в соединении, которое описывается вот такой формулой: Cu2(CO3)(OH)2. Но соотношение составляющих может быть и несколько иным (чуть меньше оксида меди и воды, чуть больше углекислоты) и выражаться чуть-чуть другой формулой: Cu3(СО3)2(ОН)2. Химия же, как известно, любит точность: чуть изменил соотношение молекул – и уже другой результат. И если в первом случае мы имеем «медную зелень», то во втором получается «медная синь». Вот это и называется азуритом.
Слово «азурит» происходит от того же арабского слова, что «лазурь», но не следует путать его с лазуритом: это разные камни. Лазурит тоже имеет синий цвет – правда, более светлый – но химический состав его совершенной иной: Na6Ca2(AlSiO4)6(SO4,S,Cl)2. Как видите, ничего общего с малахитом!
Родство малахита и азурита настолько велико, что второй под воздействием атмосферного воздуха и влаги сравнительно легко может переходить в первый. Эта особенность сыграла злую шутку с итальянскими художниками XV-XVI веков: они использовали синюю и голубую краску, сделанную на основе азурита – не подозревая, что по прошествии нескольких веков голубое итальянское небо на их полотнах станет… зеленым! Несведущий человек при виде такой картины (во всяком случае, пока над ней изрядно не потрудятся реставраторы) может подумать, что ее писал дальтоник, а может быть, что художник был инопланетянином и запечатлел пейзаж родной планеты (просто удивительно, что этот мотив до сих пор не был «освоен» любителями всякого рода конспирологических теорий! Может, эти люди мало интересуются живописью?) Строго говоря, в эпоху Возрождения об этой особенности уже знали, и лучше было бы использовать как раз лазурит – будучи силикатом, он не настолько подвержен влиянию атмосферы и ни во что зеленое со временем не превращается. Беда в том, что он был ощутимо дороже… но что делать! Попытки сэкономить на искусстве до добра никогда не доводят!
Но если азурит так легко переходит в малахит даже в составе краски на картинах, то это тем более происходит в природе. Потому-то в месторождениях эти минералы всегда рядом, но азурита всегда меньше, встречается он реже. Но они могут даже срастаться полосками – выглядит такое сращение очень красиво, если его разрезать и отполировать, а называется это азуро-малахитом.
В наше время большая часть азурита добывается в Намибии, Конго и Марокко, есть месторождение в США – в Аризоне, но весьма крупные экземпляры находили недалеко от французского города Лиона, а также в Греции, Великобритании (а именно – в Корнуолле) и даже в Австралии. Но самый большой на сегодняшний день камень найден в США – весит он 4,5 тонны и находится в Нью-Йорке, в Американском музее естественной истории.
Кулоны, брелоки и другие вещицы из аузрита делают, как и из малахита, но как поделочный камень он не слишком-то хорош: не очень тверд, слишком хрупок и цвет теряет очень легко, так что у ювелиров он не очень-то популярен. Иное дело – у коллекционеров: и красивый, и более редкий, чем малахит. А чтобы он не потерял цвет, хранят его в местах сухих и прохладных.