Вспомним себя в детстве, как с нетерпением мы ждали, когда мама, бабушка или воспитательница в детском саду почитают нам сказку, в которой обязательно будет Змей Горыныч. А сколько эмоций вызывал злой противный Бармалей и как все любили доброго доктора Айболита? Как мы удивлялись хитрости и сообразительности лисы и наивности волка, жалели Колобка? Сейчас мы взрослые люди и думаем о том, что читать детям от 1 года до 5 лет? Отправимся на поиски подходящих жанров и книг.
Годовалому ребенку лучше всего читать небольшие произведения, например четверостишья, потешки или мини-сказки вроде «Курочки Рябы». Чтение на первых порах не должно занимать много времени, так как ребенку пока трудно сосредоточиться на нем, да и полного понимания того, о чем вы читаете, пока нет. Именно поэтому произведение должно быть кратким, чтобы ребенок смог прослушать его до конца и не запутаться в сюжете.
Конечно, годовалый ребенок уже понимает значение некоторых слов и выражений, например: собачка, птичка, упал, «ножками затопал», «на головку сели». Это хорошо. А что не знает, не понимает – родителям надо постепенно объяснять, показывать. Например, если ребенок не знает, как собачка «хвостиком махает», какие зубы у волка – изобразить! Хорошо, если книги, которые вы читаете маленькому ребенку, содержат большие красочные картинки, чтобы он мог рассматривать их, а потом и задавать вопросы. Когда можно информацию не только слышать, но и видеть – достигается эффект «объемности», лучшее понимание смысла.
Хорошо, когда родители читают малышам и дошколятам ежедневно. При этом важно не только ЧТО читать, но и КАК это делать. Если ребенок слушает вас днем, то лучше читать громко, выразительно и ритмично. Если же вы берете книгу вечером, перед сном ребенка, то читать рекомендовано плавно, размеренно и достаточно приглушенно. Дневное и вечернее чтение выполняет разные функции, поэтому и исполняется по-разному. Днем оно больше направлено на получение не только знаний, но и ярких эмоций, вечером же должно быть приятным, интересным, но не возбуждающим.
Если ребенок просит повторять одну и ту же сказку – повторяйте столько, сколько нужно, даже если за последние дни она вам уже надоела. Не забывайте, что вы делаете это для ребенка, и если он опять просит ЭТУ, значит ему так нужно, значит с ее помощью он прорабатывает, например, какие-то свои детские страхи.
Время идет, и вот уже можно начинать читать «с продолжением». Например, разбить длинную сказку про русского богатыря на два, а то и три раза. Пятилетний ребенок вполне способен уловить содержание такого произведения.
Дошкольник должен не только понимать, что ему читают, но и представлять яркие «картинки», т.е. в его голове должны зарождаться образы. Кроме того, он обязательно должен ощущать эмоциональный отклик (т.е. задача книги вызывать в нем чувства, желания).
Какие авторы и произведения могут заинтересовать ребенка 1-5 лет? Что лучше ему читать в этом возрасте?
Детство - время чудес, поэтому для ребенка важны сказки и волшебные истории. В таких произведениях герой сталкивается с трудностями (которые иногда сам и создает) и, конечно, справляется с ними, проявляя силу воли, смекалку, храбрость, приобретая друзей. Русские народные сказки и авторские сказки вроде «Красной шапочки» и «Золушки» вполне подойдут. А может ребенка больше увлечет интересная лесная жизнь зайки Пети С. Мальцева? Также можно почитать ребенку волшебные истории про Мороза Ивановича В.Ф. Одоевского, про цветик-семицветик, а также про дудочку и кувшинчик В.П. Катаева. Не забудем про проделки великолепного Карлсона А. Линдгрен. Из книжек не только с интересным содержанием, но и картинками можно рекомендовать произведения замечательного писателя и художника В.Г. Сутеева, а также истории про знаменитого Пифа. Детские рассказы Николая Носова уже много лет пользуются популярностью у дошколят, нисколько не утратив своей актуальности.
Дорогие родители! Читайте детям ежедневно, развивайте их интересы, любознательность, приучайте их думать, размышлять, делать выводы. Сейчас пока еще в ваших силах воспитать культурного, думающего, самостоятельно мыслящего человека. Если вашего ребенка воспитает телевизор – потом не удивляйтесь, получив сформированного «зомби», которым управляют другие люди или примитивные потребности.