По мере развития гражданской авиации выяснилось, что существует некоторое количество людей, для которых не только полет, но и сама мысль о полете уже неприятна и может вызвать нехорошие психосоматические изменения в организме. Явление, не мудрствуя лукаво, окрестили аэрофобией, и она заняла свое место в учебниках психиатрии среди сотен других фобий (кстати, так ещё иногда называют боязнь сквозняков, но речь сейчас не о ней). Аэрофобию не следует путать с естественным волнением перед воздушным путешествием, оно присуще многим и не мешает нормально переносить полет. У аэрофобов же всё по другому…
Человек, страдающий этой напастью, начинает мучиться ещё за несколько дней до запланированного полета – сжимается желудок, возникает тошнота. Чем ближе к «роковой минуте», тем хуже – у многих уже перед посадкой в самолет начинаются проблемы с кровообращением, холодеют руки, слабеют ноги. Страдальцев пробивает холодная испарина, потливость. Попав в салон, они зачастую испытывают сильную тахикардию или же перебои в сердце, головную боль, может навалиться удушье. В тяжелых случаях начинается паническая атака, люди утрачивают контроль над своим поведением, начинают в истерике метаться по салону, могут потерять сознание. Но даже и при менее ярко выраженных симптомах полет превращается в тяжкое испытание.
За долгие годы изучения аэрофобии психиатры достаточно хорошо изучили её и выработали ряд действенных мер и рекомендаций для тех, кто страдает этим расстройством, но все же вынужден летать. Кстати, выяснилось, что наша фобия почти никогда «не ходит одна», зачастую она свидетельствует о других расстройствах и отклонениях – чаще всего астении или обсессии. Первая более известна, как синдром хронической усталости, вторая – как навязчивые идеи. Причиной расстройства может стать некогда перенесенный сильный стресс или шок, продолжительные депрессии, гипервпечатлительность. Верными спутницами аэрофобии являются боязнь высоты или же клаустрофобия, т.е. страх ограниченного пространства - в салонах самолетов обычно тесновато.
Существуют различные способы борьбы с этим неприятным состоянием.
Они зависят от тяжести расстройства. Зачастую помогают всего лишь несколько походов к врачу-психотерапевту. Как правило, он начинает с того, что в простой и доступной форме объясняет пациенту суть происходящих с ним явлений и учит отвлекаться от навязчивых и пугающих мыслей. Очень действенным способом уменьшить свою тревогу является попытка заставить надпочечники выделить адреналин перед полетом. Для дам советуют совершить давно желанную покупку, для мужчин – поспорить с начальством или заняться экстремальным спортом. Организм, занятый «перевариванием» новой стрессовой ситуации с любым знаком, почти не оставит резервов для развития фобии.
Разумеется, желательно пореже смотреть перед полетом телевизор, если по нему показывают какие-нибудь ужасные катастрофы, не обязательно авиационные. Помогает обсуждение своих страхов с врачом или просто с близкими людьми, но без надрыва и истерик. Если случай тяжелый и эти способы помогают плохо, специалисты могут использовать нейролингвистическое программирование, гипноз и новейшие технологии виртуализации, когда пациента при помощи компьютерного оборудования заставляют переживать «как бы полёт» много раз, постепенно распутывая узлы в его психике. К медикаментам стараются не прибегать, разве что в особо тяжелых случаях или тогда, когда эффект от прочих методов ещё не достигнут, а лететь надо.
Ну а самым действенным способом избавления от аэрофобии психиатры считают как можно более частое пользование самолетами. Разумеется, в комплексе с другими рекомендованными мерами, но тем не менее здесь весьма к месту старинная присказка – «клин клином вышибают». В конце концов, статистика техногенных катастроф свидетельствует, что риск погибнуть при перелете в несколько раз ниже, чем быть погребенным под развалинами ветхой многоэтажки при аварийном обрушении. Это же не мешает нам спокойно засыпать в своих квартирах! Так что летайте на здоровье…