Чаще всего Акведуки ассоциируются с римлянами. Римляне были не только выдающиеся полководцы, но и знатные инженеры.
Характерной особенностью большинства древнегреческих акведуков является их расположение.
В основном они сооружались под землёй, с учётом местных особенностей рельефа.
Сооружения, построенные древними греками, известны и в наше время.
Одним из таких сооружений, является необычный акведук, построенный на глубине более 10 метров под землёй и протяженностью от Сирии до Йордана.
На протяжении 120 лет, римляне не жалея средств пролагали невиданной величины туннель . Не смотря на засушливость данной местности, правительство Рима не покидала идея превратить пустыню в цветущий сад. И действительно туннель заработал.
Вокруг загадочного сооружения витали легенды и предания.
Местные жители называли его «каналом фараонов», рассказывали о якобы спрятанном в нём кладе из чистого золота. Тайна так бы и была покрыта мраком, если бы не немецкий профессор Матиас Дёринг. Его экспедиция развенчала легенду и установила, что таинственный туннель не что иное, как римский подземный акведук.
Сложность и масштаб работ проведённых римлянами впечатляет. Общая протяжённость туннеля составляет 170 км, 106 из которых находятся под землёй. В некоторых местах глубина залегания водопровода доходит до 80 метров. Начало этот необычный туннель берёт в городе Дилле. На протяжении первых 64 километров водопровод располагается на поверхности, но затем разветвляется в 3 туннеля. Конечная точка располагается в городе Гадара, крупнейшем торговом центре Декаполиса. Где по преданию Иисус Христос изгнал бесов из одержимого по имени «Легион» и переселил их в стадо свиней.
Строить акведук начали при Домициане, в то время Рим снабжался несколькими акведуками и фактически беспрерывно купался в воде и в богатстве. Рим в это время достиг наибольшего рассвета. Специи из Индии, шелка из Китая, всем этим наслаждались знаменитые сенаторы того времени.
Близ города Дилле, находился неиссякаемый подземный источник родниковой воды, вот от него и начали прокладывать канал будущего акведука. На пути продвижения канала находилось горное ущелье, являвшееся препятствием для сооружения туннеля. Близ ущелья водопровод пришлось повернуть и спустить вдоль склона. Но это ещё не было основной проблемой, самым большим вызовом стало создание самого туннеля.
После прокладки основного маршрута, были проведены работы по бурению наклонных шахт. Которые располагались вдоль всего туннеля на протяжении каждых 20-200 м. Саму линию трассы строили по типу « сервисных туннелей» в виде ступеней. Идея данных туннелей заключалась в одновременной работе нескольких тысяч человек, которые шли на встречу друг другу.
Расчеты проведённые, греческими инженерами, впечатляют своей точностью. Возведённое ими сооружение можно смело назвать триумфом инженерной мысли.