Ничего удивительного. Еще замечательный историк В.О.Ключевский, рассуждая о влиянии природы Средней России на русский национальный характер, отмечал, что короткое лето заставляет крестьянина выкладываться полностью от сенокоса до молотьбы. То есть каждый день летних месяцев занят тяжелой работой, при которой даже один день перерыва грозит голодом зимой. Работали все, без различия возраста и пола. Лето было совсем не веселым, бездельным, временем года.
К сентябрю цикл главных полевых работ заканчивался. И – тут снова постаралась природа Средней России – выпадало несколько теплых, погожих, дней перед осенними дождями и холодами. Это время, обычно приходилось на начало сентября по старому стилю, то есть на середину сентября по стилю новому. Его называли и называют «бабьим летом».
Начиналось бабье лето 1(13) сентября. На этот день по православному календарю приходится день Симеона Столпника. В этот же день до 1699 года на Руси праздновали наступление нового года. Поэтому Симеона Столпника часто называют «летопроводцем». Бабье лето в разные годы может продолжаться неделю, а может – даже две, до праздника Воздвиженья, 14(27) сентября.
Две недели хорошей теплой погоды после летних тяжких трудов – благословение Божье. Но это – не время безделья. Иначе бы этот сезон «летом» не назвали. Полевые работы закончились, и женщины брались за дела домашние. Это сейчас мы привыкли, что одежду покупают в магазине. В старое время одежду и белье делали из ткани, а ткань пряли из льна. В дни бабьего лета женщины мочили и теребили лен, получая из него льняную пряжу, из которой чуть попозже, уже после бабьего лета, ткали льняное полотно.
Начиналась пора заготовок: солений и маринований. Тоже женское дело. Дети ходили в лес, собирали грибы, которые тут же шли в дело. Их тоже солили и мариновали. В конце бабьего лета рубили на огородах капусту и тут же засаливали ее на зиму. Так что дел было невпроворот и по большей части для женщин.
С другой стороны, уже можно было уделить время и праздникам, начинались вечерки и посиделки.
У мужчин были в эту пору свои дела и заботы. Ремонтировали инвентарь и помещения: хозяйственные и жилые. А еще считалось, что в первый день бабьего лета мальчика следует посадить на коня и начать обучать верховой езде. Почему? Было замечено, что в день Симеона-столпника меняется характер животных. Лошади становятся смелыми, а собаки – добрыми.
Сезоны, аналогичные русскому бабьему лету в начале осени имеют место практически по всей Европе. В разных странах эти сезоны называют по-разному. У восточных и западных славян, а также в Хорватии – «бабье лето». По-немецки этот сезон тоже называется «Weibersommer», то есть «бабье лето». Но филологи говорят, что раньше это время называли «Weibensommer» – «паутинное лето». Ведь один из признаков этого сезона – летящие по ветру паутинки.
Связывают этот сезон с именами святого Михаила и святого Мартина и святого Иоанна (Жуана). В Северной Америке середина сентября тоже выдавалась погожая и ее называли «индейским летом». Во Франции его долгое время называли летом Святого Дени (Дениса). Однако вслед за популярной песней Джо Дассена его стали называть на американский манер, Été indien.
Вообще пора первоначальной осени вдохновляла и поэтов, и певцов, и художников. Помните картину И.Левитана "Золотая осень"? Так вот, художник изобразил именно пору бабьего лета.
А многим памятна песня на слова Игоря Кохановского, которую пел В.Высоцкий (и, прости Господи, Клавдия Шульженко)
Клёны выкpасили гоpод
Колдовским каким-то цветом,
Это значит очень скоpо
Бабье лето, бабье лето.