Этимологически русское «благодать» восходит к выражению «подаяние добра, пользы».
Существует два основных подхода к определению этого понятия: оккультно-эзотерический и религиозно-теологический (богословский). Оба сходятся в том, что благодать это разновидность энергии. Вот только сама «энергия» в эзотерике и богословии понимается по-разному.
В эзотерике «энергия» трактуется как некая альтернативная материи субстанция, которая «уплотняясь» может превращаться в материю, а материя «разряжаясь» может перетекать в энергию. Одновременно (даже в одном и том же тексте) авторы могут описывать энергию как тонкую материю.
В таком же ключе трактуется и благодать как разновидность энергии. Так в Агни Йоге благодать описывается как «вещество высшей психической энергии» (Иерархия, 229). Вещество благодати порождает каждая возвышенная мысль. Она «рождается в кардиальной системе и воздействует на мозговое вещество». Кристалические образования — рингселы, или шарира — остающиеся после кремации буддистских святых и сохраняемые как священные реликвии, Агни Йога считает отложением благодати (Иерархия, 422). «Сердце, предавшееся добру, излучает Благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так солнце не шлет преднамеренных лучей» (Сердце, 63).
Однако в русском языке понятие «благодати» появилось не из оккультно-эзотерических трактатов, а из христианского богословия, как попытка перевести многозначное слово из греческого оригинала Нового Завета: «харис» (родственное, «харизме», кстати). В греческом оно означало: благосклонность, любезность, благорасположенность, благоволение, благодарение, признательность. А также поступки из расположения к кому-либо, оказание милости, благодеяний.
В более узком смысле в христианской теологии под «харис» стали понимать именно благодать Божию. В таком техническом значении употребляется и русское «благодать», когда говорится о призывающей и освящающей благодати, о благодати таинств Церкви, о благодати Святого Духа, о благодати Божией.
Во всех этих случаях под благодатью понимается нетварная (несотворённая) энергия или сила Божия, в которой Бог являет Себя человеку, а человек с её помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения.
Слово «энергия» греческого происхождения и означает попросту действие, деятельность, активность. Христианские авторы так называли и психическую, умственную активность, способности или силы души.
«Должно знать, что все способности, о которых мы прежде сказали, как познавательные, так и жизненные, так и естественные, также и искусственные, называются ενέργειαι [т. е. действиями или деятельностями]. Ибо энергия есть естественная каждой сущности сила и движение. И еще: энергия есть естественное, врожденное движение всякой сущности; откуда ясно, что чего сущность одна и та же, того одна и та же и энергия, а чего природы различны, того различны и энергии; ибо невозможно, чтобы сущность была лишена естественной деятельности.
В свою очередь, энергия есть та естественная сила, которою изъясняется каждая сущность. Энергия есть естественная и первая вечно движущаяся сила разумной души, то есть вечно движущийся ее разум, естественным образом постоянно из нее изливающийся. И опять: энергия есть естественная каждой сущности сила и движение, которых лишено одно только не сущее.
Называются же энергиями также и деяния, как, например, говорить, гулять, есть, пить и подобное. Но часто называются энергиями также и естественные чувства, как, например, голод, жажда и подобное. Называется же, в свою очередь, энергией и полнота силы». (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, Глава 23 (37). Об энергии [действии или деятельности] // Книга вторая.)
Именно так и понимается нетварная энергия Бога в христианстве: это действия, или активность Божия, способствующая благу человека. Христиане верят, что природа, сама сущность Бога, превыше человеческого понимания. Однако Бог познаётся людьми в Своих благих действиях. Вот эти действия и есть энергия благодати, или просто благодать.
«В богословском Предании Православной Церкви особое место занимает учение о сущности и энергиях Божиих, изложенное святителем Григорием Паламой в полемике против Акиндина и Варлаама и утвержденное Константинопольскими Соборами середины XIV века. Это учение ставило целью дать богословское обоснование христианского понимания Бога как одновременно непостижимого и постижимого, трансцендентного и имманентного, неименуемого и именуемого, неизреченного и изрекаемого, неприобщимого и приобщимого… Одним из путей объяснения данного парадокса в восточно-христианской традиции служило понятие о «действиях», или энергиях Божиих, отличных от сущности Божией. Если сущность Божия незрима, энергии могут быть видимы; если сущность неименуема, энергии могут быть именуемы; если сущность Божия непостижима, то энергии могут быть постигаемы разумом… В учении о Божественных именах, как мы помним, понятие энергий-действий имело ключевое значение: согласно Григорию Нисскому, Бог «получает наименование от действий, которые… касаются нашей жизни». Та же идея высказывалась Дионисием Ареопагитом, который называл действия Божии ad extra (вовне) «исхождениями», «выступлениями» (προοδοι): имена Божии описывают не Божественную сущность, но «исхождения» Бога вовне.
Заслуга святителя Григория Паламы заключается в том, что он сумел богословски обосновать отличие сущности Божией от энергий Божиих, выявить соотношение между сущностью и энергией, показать, что между ними общего и в чем различие, описать природу Божественных энергий…
Согласно Паламе, «каждая (Божественная) сила или каждая энергия есть Сам Бог». В этом смысле энергия Божия, будучи связующим звеном между Богом и тварным миром, не является «посредником» между тварным и нетварным, между человеческим и Божественным: это не какая-то промежуточная природа, отличная от Божественного и человеческого. Все энергии Божии нетварны и Божественны, все они являются Самим Богом, Самим Божеством в Его проявлении вовне: «Как бы их ни называли – благодатью, божественной жизнью, светом, озарением, – энергии, или Божественные действия, принадлежат самому существованию Божиему; они представляют Его существование для нас. Значит, не только оправданно, но и необходимо употреблять по отношению к ним собственные определения Божества: они суть Бог (Θεος) и Божество (Θεοτης)». (Митрополит Иларион (Алфеев), Сущность и энергии Божии // Бог в творениях Отцов Восточной Церкви. — Православие. Том 1, Глава II. Бог.)
Конечно так понимается благодать в догматическом богословии. Однако на практике членами Церкви зачастую являются люди, которые почерпнули представление об энергии в эзотерическом ключе: как самостоятельной субстанции, а не непосредственном волеизъявлении-деянии Бога, которая излучается, накапливается, передаётся подобно электрическому заряду… Потому на практике прихожане зачастую переносят эзотерическое представление об энергии на благодать Божию и в соответствии с ним трактуют совершение церковных священнодействий.