Иногда христианство и ислам называют «мировыми религиями» в том смысле, что они наднациональны. Иудаизм же – национальная религия еврейского народа. Нельзя исповедовать иудаизм, не будучи потомком праотцов Авраама, Ицхака и Иакова, то есть, не принадлежа к еврейскому народу или не присоединившись к нему посредством специальной, довольно длительной, процедуры, которая называется гиюром. Иудаизм принципиально не стремится к мессионерству, поэтому гиюр должен быть строго добровольным. Более того, раввинам вменяется объяснить человеку, желающему присоединиться к еврейскому народу, что это присоединение сопряжено с серьезными ограничениями (в первую очередь, с самоограничениями). А для того, чтобы вести правильную и праведную жизнь вполне достаточно выполнять так называемые «семь заповедей сыновей Ноя».
Тот, кто прошел гиюр и принял еврейство, называется гер. Гер – полноправный член еврейской общины. Многие из знаменитых еврейских законоучителей были герами. Самый известный пример перехода в еврейство – моавитянка Руфь, прабабка царя Давида. Ее история описана в Ветхом завете в книге «Руфь»
Возникает и другой вопрос. Может ли еврей не быть иудеем? Иудаизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Еврей, пока он остается в лоне еврейского народа, с точки зрения иудаизма продолжает выполнять завет, заключенный Богом с праотцами, даже если он сам считает себя атеистом. Перешедший же в другую религию считается умершим, по нему совершается траурный обряд, и связь с ним не поддерживается.
Основой иудаизма являются Танах (Письменная Тора) и Мишна (Устная Тора). Согласно иудаизму, Тора – это слова Бога обращенные к пророку Моисею на горе Синай. Моисей был единственный пророк, который говорил с Богом, видя его лицо, поэтому он считается главой пророков. Кроме него Бог посылал людям свои повеления через других, более поздних, пророков, чьи слова тоже были записаны и присоединены к общему своду Божьих слов, обращенных к человечеству. В христианстве Танах называется Ветхим Заветом. Христианство также считает его Священным писанием.
Устная Тора – это священное предание, записанное мудрецами относительно поздно, во 2-м – 3-м веке н.э. При этом вокруг записанного текста (буквально, вокруг каждого его куска) велись горячие дискуссии. Эти споры в свою очередь были тоже записаны, и получили название Талмуд. В результате появился своеобразный священный кодекс, основанный на повелениях Бога, свод правил, выполняя которые человек мог быть уверен, что живет по слову Божиему, то есть, правильно и праведно. Таким образом, оформилась система еврейского права, Галаха (что в переводе с иврита означает «путь», «поведение»).
Галаха – это логическая система, которую по стройности можно сравнить с геометрией. В геометрии, как известно, пять аксиом, на основании которых логическим путем выводятся все знания этой науки. В основу Галахи положены 613 заповедей, 613 повелений Бога, записанные в Торе. Эти заповеди обязаны соблюдать все евреи. Среди них 365 заповедей-запретов и 248 заповедей-предписаний. Неевреям, как было уже сказано, проще. Им необходимо соблюдать только 7 основных правил человеческого общежития.
Система еврейского права очень хорошо разработана благодаря трудам великих законоучителей и охватывает все стороны жизни. Более того, она проверена почти 2000 лет жизни еврейской общины в разных странах по всему миру и сформировала то, что называется еврейским национальным характером. Поэтому иудаизм претендует не только на то, чтобы быть всеобъемлющим мировоззрением, но также и образом жизни. Надо сказать, что в иудаизме не существует никакого верховного органа, определяющего единообразное применение всех Божьих повелений. Каждый раввин, то есть религиозный руководитель общины, толкует Галаху по своему разумению, но, естественно, не нарушая ее букву и ее дух. Могут быть раввины добрые или раввины строгие, но не может быть раввинов, нарушающих Галаху. Более того, указания раввина – не приказ, а лишь совет. Каждый еврей волен этот совет выслушать и поступить по-своему, поскольку каждый еврей, подобно праотцу Аврааму лично ведет диалог с Богом, лично противостоит ему, как праотец Иаков и лично несет ответственность за неправильное поведение. Такое понимание взаимоотношений человека и Бога лежит в основе протестантского ответвления христианства.
Символом веры иудаизма, то есть кратчайшей его формулировкой, является молитва «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль»), утверждающая единобожие, любовь евреев к Богу и обет верности Божьим заповедям. Эту молитву евреи произносят ежедневно. Кроме того, «Шма, Исраэль» – призыв к Богу в минуту смертельной опасности.
Другим важным атрибутом иудаизма является соблюдение субботы, то есть запрет на любую работу каждый седьмой день недели. Один выходной день после 6 дней работы кажется нам сейчас совершенно естественным, но впервые в истории человечества «дикретирован» он был иудаизмом.
Еще один атрибут иудаизма – кашрут, система пищевых запретов. Наиболее известный запрет кашрута – запрет на потребление в любом виде свинины и продуктов, получаемых от свиньи.
Несмотря на более чем трехтысячелетнюю историю, иудаизм продолжает развиваться и приспосабливаться к новым условиям существования в нашем изменяющемся мире. Развитие иудаизма происходит не посредством изменения основ религии. Уже упомянутые 613 заповедей, данных человеку Богом, никто не отменит и не дополнит. Однако иудаизм стремится осмыслить текущую ситуацию, объяснить ее с точки зрения этих заповедей и выработать образ поведения еврея в новой ситуации, который соответствовал бы Божьим повелениям. В принципе так же пытаются действовать в современных условиях и христианство, и ислам.