Монополией (от греческого «μονο» — «один» и «πωλέω» — «продаю») называют ситуацию в отрасли или на рынке, при которой существует одна фирма (производитель), не имеющая конкурентов и производящая уникальный товар, аналогов которому нет. Такие фирмы являются «хозяевами» на рынке, и ее политика напрямую влияет на рыночную ситуацию.
Монополия существует столько же, сколько существуют спрос и предложение. Уже в античности люди поняли, что большую прибыль на рынке сможет получить тот торговец, который будет единственным. И они понимали, что для этого нужно было устранить своих конкурентов. Способы достижения были и есть разные. Примером может служить история, рассказанная Аристотелем о торговце с Сицилии. Он скупил все железо у мастерских и после продал их по завышенной цене приехавшим торговцам. Во времена Средневековья монополией зачастую становились производства, получившие привилегии от монарха. Карл I был монополистом на рынке перца, производимого Ост-Индской компанией.
Наибольший рост монополий приходится на рубеж XIX – XX веков. Связанно это с появлением крупных машинных производств. Практика показывала, что в то время один монополист как таковой был редкостью. Гораздо чаще встречались «общества», созданные крупными производителями, которые и были по существу монополиями на рынке. Таковыми являлись ринги, по-другому корнеры (временные соглашения о единой политике продаж), синдикаты (долгосрочные соглашения), пулы (наличие общей кассы, которая делилась между производителями). Впоследствии компании объединялись в тресты (объединение фирм с общим управлением производства). Наиболее известные трестами являлись «StandardOil» Джона Рокфеллера, «GeneralMotors» Уильяма Дюранта, «GeneralElectric» Томаса Эдисона и другие. В России трестов не существовало, зато было организованно большое количество синдикатов: «Гвоздь», «Продуголь», «Медь», «Продвагон» и другие.
Все монополии делятся на естественные и искусственные. По какому принципу происходит такое распределение?
Естественными называют ситуации, когда наличие на рынке одного крупного производителя гораздо выгоднее для общества, нежели несколько более мелких компаний. Рассмотрим на примере метро. Огромный поток пассажиров, проходящих ежедневно через турникеты, позволяет поставщику услуг поставить минимальную цену на билеты, так как она окупится за счет количества людей. Однако, если поставщиками данной услуги станут хотя бы две компании, то цена билетов возрастет минимум в два раза, что в свою очередь отразится на кошельках пассажиров. Такая ситуация не зависит от людей. Отсюда и название – естественная.
Другой вид монополии, искусственный, представляет собой ситуацию, когда на рынке нет причин для монополии, однако существует предприниматель, которому каким-то образом удалось сконцентрировать все производство в своих руках. Чаще всего это происходит, если: 1) предприниматель скупает все остальные фирмы данной отрасли; 2) производитель обладает уникальным ресурсом или технологией производства.
Как уже было сказано ранее, монополисты могут устанавливать свои цены на товары. Как раз из-за этого уже с античных времен существовали рычаги регулирования. Тот же торговец железом согласно истории был выслан правительством с Сицилии. Необходимо было узаконить эти рычаги. Для этого в 1890 году в США было создано антимонопольное законодательство. Тогда этот антитрестовый закон носил название «закон Шермана» (назван в честь Джона Шермана, инициатора данного закона). Регулирование зависит от того, какая монополия существует.
Если она создана искусственно, путем слияния нескольких фирм, то их просто разъединяют. Если же монополия естественная, то устанавливается максимальная цена, назначенная компанией за свой продукт.
На сегодняшний день большинство монополий являются естественными, регулировкой которых занимается государство.