Произведения великих композиторов зовут к борьбе за лучшее будущее, пробуждают благородные душевные порывы и стремления. Такая музыка не всем понятна. Не все могут понять значительность ее замысла, и красоту художественных образов.
В известном романе Джека Лондона описано, как рабочий парень Мартин Иден, впервые услышав исполнение произведений классической фортепианной музыки, был обескуражен.
Игра Руфи "ошеломила Мартина, подействовала на него, как жесткий удар по говове, но ошеломив и сокрушив, в то же время всколыхнула его душу."
Способность музыки с большой впечатляющей силой передавать тончайшие оттенки чувства в движении, в процессе непрерывного развития составляет одну из наиболее могущественных и привлекательных ее сторон.
Характеризуя музыку как область в первую очередь эмоциональных переживаний, нельзя сказать, что содержание всякого музыкального произведения целиком ограничено кругом глубоко личных настроений и чувств. Посредством выражения чувства в музыкальных произведениях с большой художественной силой воспроизводится все многообразие окружающей действительности. Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества видно, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьезное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, больших социальных конфликтов.
Одним из выдающихся "живописцев" в музыке был Н.А. Римский-Корсаков.
Как и во всяком искусстве, содержание музыкального произведения притворено в художественный образ, а нередко и в целую систему образов. Образы музыкального искусства воспринимаются слухом. Вот почему никакое, даже самое яркое словесно-литературное описание музыкального произведения не может дать настоящего представления о его непосредственном звучании.
И во всяком музыкальном образе - будь то простой напев народной песни или лирический романс, музыкальная характеристика героя или основная мысль инструментального произведения - явления действительности воспроизведены специфическими выразительными средствами музыкального языка.
Понятие музыкальный язык охватывает разнообразные составные элементы и выразительные средства музыкального искусства. Сюда относятся интонационно-методическая природа музыки, ритм, ладовая организованность звуков музыкальной речи, многоголосное изложение, темп исполнения, высокие или низкие регистры звучания, тембр и многое другое.
Важная сторона музыки - ритмическая организованность. Выразительными средствами музыкального ритма воссоздаются различные стороны действительности. Развитию музыкально-ритмического чувства у людей способствовали разнообразные проявления ритмической периодичности, начиная от жизнедеятельности самого человеческого организма: равномерного дыхания и ударов сердца, пульса, размеренности естественного шага при ходьбе, упорядоченности рабочих движений при ударах топора, лопаты, взмаха косы. Не случайно одним из древнейших по происхождению видов песен были так называемые трудовые припевки, которые способствовали установлению размеренного трудового ритма рабочего коллектива. Припевные возгласы таких песен ( "Еще раз", "Взяли", "Двинем", "Ух") служили как бы сигналами к совершению совместного трудового усилия.
В современном мире много видов музыки. И каждый человек выбирает подходящую для себя. Но главное, чтоб музыкальные произведения не утратили свою миссию - улучшить жизнь, совершенствовать человечество, открывать ему путь в будущее - лучезарное и прекрасное.