Оперу можно отнести к жанру классического музыкально-драматического произведения, где музыка играет самую главную роль. Это театрализованное сценическое представление, в котором чувства и эмоции выражаются посредством музыки. Оперу можно любить или не любить, понимать или не понимать ее сложный и богатый музыкальный язык (что не связано с уровнем музыкального образования, скорее – с уровнем восприятия музыки), но невозможно не оценить ее сложный организм и титанический труд композитора по ее созданию. Кстати, опера в переводе с итальянского и латинского означает «труд». Вы только представьте: нужно не только воплотить в музыке сюжет (литературный сценарий оперы называют либретто), но и услышать каждый голос в многоголосном звучании оркестра и исполнителей–певцов, слить их так, чтобы образовавшийся хор голосов и инструментов не превратился в какофонию – хаотичное сплетение звуков, в котором не слышно мелодии.
Кстати, говоря о либретто, нельзя не упомянуть и авторов – драматургов, чьи произведения используют как основу для литературного сценария оперы. Время показало, что наиболее значительные оперные произведения получаются, если в качестве литературного сюжета используются произведения мировой классики. И это понятно: ведь они писали о вечном: любви, ненависти, коварстве… Попытка политизировать оперу, создавая ее на основе литературы, написанной по заказу правящей партии, как правило, приводит к тому, что произведение получается безликим и незапоминающимся, если не сказать, абсурдным. Как же иначе относиться, например, к вождю пролетариата - Ленину, прыгающему по сцене в балетном трико, или председателю колхоза, страстно поющему о необходимости повышения надоев с каждой коровы? Конечно, бывают и исключения, в результате которых написанные по заказу произведения оказываются по-настоящему талантливыми и популярными, но исключения, как известно, только подтверждают общее правило. Чтобы произведение стало по-настоящему значительным и интересным, его должны создавать авторы талантливые, если не гениальные, а гениям чужда политика.
Но, вернемся к опере. Помимо вокальных партий, исполняемых главными героями (арии, каватины, дуэты и др.), в опере достаточно часто звучит и хор – тоже действующее лицо оперы. Это может быть и «голос народа», и своеобразные комментарии автора к происходящему на сцене действу, это может быть и просто музыкальный фон произведения (вроде бэк-вокала на эстраде).
На восприятие оперы как музыкального произведения очень велико и влияние театрализованности действия – это и декорации, и костюмы, и хореография. Манера пения актеров (помните, оперный певец ближе к роялю, чем к микрофону?) и особая акустика зала позволяют донести до самой галерки каждый звук, каждый нюанс. Все вместе это создает удивительное ощущение праздника, возвышенной причастности к высокому миру искусства.
Разговорная речь в классической музыке практически не используется (в отличие от оперетт и комических или рок-опер). Ее роль исполняет речитатив – монотонное музыкальное вокальное произведение, подобное человеческой речи. Речитативы усиливают восприятие отдельных музыкальных номеров оперы, иногда служа связками между ними или комментариями происходящих на сцене событий.
Ну, и конечно, один из главных действующих лиц оперного действа – симфонический оркестр, без которого невозможно представить оперу. Можно представить оперу без органа, без красочных богатых костюмов, без декораций, без хореографических сцен, усиливающих пластикой музыкальные образы, без хора, наконец, но представить оперу без оркестра – невозможно. Ведь в оркестре каждый инструмент играет свою особую роль, создает в едином оркестровом звучании особый настрой, созвучный каждому исполнителю и произведению в целом.
Чаще всего, те из нас, кто говорит, что «не любит» или «не понимает» оперу, составляли свое мнение об этом виде искусства по его жалкому подобию – плохого качества акустическим записям. Попав же в праздничную и богатую атмосферу оперного театра, проникаешься самим духом оперы, с самых первых мгновений, когда оркестранты, рассаживаясь, проверяют настройку своих инструментов и до самого первого звука увертюры (вступление к опере, которое раскрывает общий характер произведения) тебя не покидает ощущение ожидания чуда. А дальше, цитируя героев знаменитого фильма «Красотка», или станешь поклонником оперы, и тогда от восторга встречи с оперным искусством «чуть не описаешься», или навсегда останешься равнодушным к опере.
Те же, кому «живая опера» понравится, услышав оперные партии даже из хриплого динамика, силой воображения «додумают» и доведут их в своем сознании до «оригинала», получив очередное удовольствие от встречи с прекрасным.