Реклама появилась на заре возникновения человечества. Время рождения рекламы тот период, когда на службу идее объявления, обмена информацией было поставлено письменное, печатное слово. Огромное значение в истории рекламы имело изобретение печатного станка.
Раньше самой благодатной почвой для создания рекламы была торговля. Продавцы вина, зерна, скота в Месопотамии уже имели свои эмблемы - своеобразные предтечи современных товарных знаков.
Раскопки в Греции и Италии дают нам представления о простейших формах первоначального рекламирования. Вот некоторые из вывесок того времени: врач выставлял над дверью кровопускательную банку; пекарь - мельничный жернов и сноп пшеницы; продавец птиц - клетку с птицами.
Во времена Античности и Средневековья были такие средства рекламы как звук человеческого голоса. Этим занимались зазывалы в лавки, торговые ряды, бани, таверны и, естественно, на различные массовые зрелища.
Таким образом, до появления печатной рекламы существовали три основных вида: товарный знак, вывеска и устная - городские глашатаи.
В Древнем Риме в рекламных целях использовали стены домов. Их выбеливали известкой, расчерчивали на равные прямоугольники и заполняли объявлениями о продаже рабов, фруктов, пурпурных красок и т.д. Эти объявления назывались альбусами. Несравнимо более ярко и красочно рекламировались массовые зрелища.
Печатная реклама появилась в Европе в Средние века с изобретением печатной бумаги. Первыми ее заказчиками были церковь и государство. Началом этого вида рекламы считается "Нотрдамское прощение", напечатанное Жаном дю Пре в 1489 году,- это было отпущение грехов. Вскоре рекламой воспользовались и деловые люди.
Пожалуй, самые первые афишные тумбы появились в Англии в XVII веке. Это были специальные, украшенные богатой резьбой столбы. На них расклеивались постановления и законы, принятые городскими властями. Затем появились вращающиеся рекламные столбы с подсветом изнутри, перемещавшиеся на повозках, которые курсировали по улицам городов. Это придумал лондонский купец Харрис в 1824 году.
К концу XVIII века реклама завоевала улицы европейских городов. С изобретением химической печати на стенах домов стали расклеиваться рекламные плакаты больших размеров.
Реклама завоевывала все больше прав в обществе, но права порождают и обязанности. И вот закон обратил внимание на рекламу.
В 1886 году в Берлине был принят закон о рекламе.
Реклама - многогранное и емкое понятие. Но прежде всего реклама - это информация и коммуникация.
Изображение и звук - основные средства, с помощью которых реклама воздействует на наши органы чувств - зрение и слух. Среди людей 80 % - визуалы и лишь 20% аудиалы, то есть подавляющее большинство лучше запоминает, что видит, а не слышит. Обоняние, осязание и вкус редко используются в рекламе.
Таким образом, с точки зрения тех органов чувств человека, на которые воздействует реклама, ее можно условно разделить на три вида:
1. Визуальная (зрительная) реклама
2. Аудиальная (звуковая)
3. Визуальная - аудиальная (зрительно - звуковая)
С точки зрения средств, с помощью которых создается реклама, она делится на следующие виды:
1.Печатная реклама - плакат, афища, каталог, проспект, альбом, буклет, листовка, вкладыш, газетно-журнальная реклама. Оригинал в этом случае создается с помощью средств пластических ( пространственных) искусств: изобразительного(рисованного) и неизобразительного(дизайна), а также широко используемой в рекламе фотографий. Тиражуется этот вид рекламы полиграфией (визуальная реклама)
2. Радиореклама создается с помощью звуковых средств: голоса человека, пения птиц, звуковых эффектов и музыки (аудиальная реклама)
3. Кино-, видео-, телевизионная реклама создается с помощью смешанных средств: изображения, цвета, света, движения, звука и специфических кинематографических приемов.
Реклама - особый вид изобразительно искусства и фотографии, художественно-образные средства которых используются в чисто утилитарных целях рекламирования различных ценностей : материальных и духовно-интеллектуальных.
Но реклама создается для человека, и поэтому необходимо знать, как она им воспринимается, иначе финансовые средства, причем, весьма значительные, могут быть истрачены напрасно.
Реклама есть планомерное воздействие на человеческую психику с целью создать возможно более интенсивную волевую подготовленность к покупке рекламируемого товара, посещению того или иного культурно-зрелищного мероприятия, внедрению в сознание зрителя определенной идеи.
Начиная со второй половины ХХ века, реклама работает в системе маркетинга. Она является его центральным звеном. Без рекламы маркетинг как система взаимосвязывания видов предпринимательской деятельности просто неосуществим.
Реклама выполняет следующие функции:
1. Информационную
2. Коммуникативную ( между рекламодателем и потребителем или клиентом)
3. Эстетическую
4. Реклама - инструмент маркетинга. Задача его - представить потребителю информацию о множестве альтернативных предложений, существующих на свободном рынке.
5. На конкурирующем рынке реклама играет социальную роль, состоящую в представлении возможности выбора лучшей продукции и услуг всем потребителям, а не ограниченного числа товаров и услуг немногим состоятельным гражданам.
6. Реклама также выполняет культурно-просветительскую функцию. Она содействует культурному обмену, а в развивающихся странах через средства массовой информации способствует повышению уровня грамотности.
7. Реклама - один из финансовых источников существования СМИ.
Таким образом, можно утверждать, что все эти функции должны помогать продавать товар или услугу. Это и есть основная функция рекламы.
Исходя из целевого назначения, рекламу можно условно разделить на рекламу материальных и духовно-интеллектуальных ценностей.
Необходимо отметить, что в США и других промышленно развитых странах термин "реклама" означает рекламные объявления в СМИ (в прессе, по радио, на телевидении), на щитовой рекламе, на транспорте, в местах продаж.
В нашей российской действительности понятие рекламы шире. К ней часто относят выставочные мероприятия, коммерческие семинары, печатную продукцию (проспекты, каталоги и т.д.), распространение сувениров, купонирование и другие средства стимулирования торговой деятельности. Кроме того, спортивные соревнования, концерты, конкурсы, фестивали.