Само слово «ролевые» уже говорит о наличии какой-то роли. Действительно, игроку придется буквально вживаться в роль своего персонажа, вместе с ним сражаться, жить, болеть, учиться и развиваться. Это очень занимательный процесс, который способен увлечь человека не на один день, а то и месяц. Ведь одно из отличий ролевой игры – это свободное прохождение, в ней нет явных конкретных путей и целей, все зависит от действий персонажей.
Первые ролевые игры появились в 70-х годах 20 века. Конечно, были они не компьютерными – игроки просто собирались вместе и разыгрывали сценарий. За соблюдением правил и развитием игрового процесса должен был следить отдельный человек, и его слово было законом для всех. Конечно, был свод правил для всех, игровая система под названием Dungeon & Dragons, или D&D, попросту говоря. Разработана она была компанией TSR. Эта система была довольно объемным трудом, в котором предусматривались многие варианты действий и их последствий для игрока.
Со временем та же компания TSR выпустила еще более сложную систему правил для ролевых игр, под названием Advanced Dungeons & Dragons, или AD&D. Именно эта система потом легла в основу компьютерных ролевых игр. Конечно, все ее правила мало кто использовал, зачастую меняя их на свое усмотрение, но в основе они все – равно лежали.
Что такое игровой мир компьютерной ролевой игры? Это в основном огромные пространства, обычно выполненные в жанре фэнтези, хотя могут быть и другие фантастические или реальные сценарии. Жанр фэнтези просто более широк – там можно применять и множество рас персонажей – от троллей и гоблинов до человека, там можно использовать чудодейственные зелья и заклинания, да и в целом все это выглядит привлекательно своими большими возможностями.
Игровое пространство можно исследовать в любом направлении, беседовать с другими персонажами, договариваться с ними, ссориться или дружить. И все это будет иметь свои последствия – поссоритесь с кем-то в одном месте, не удивляйтесь, если в другом городе вас подкараулит убийца с ножом или объявят врагом номер один. Именно все эти взаимосвязи и предусмотрены в системе AD&D.
Что такое игрок в компьютерной ролевой игре? Это персонаж, который имеет в начале игры некоторый набор навыков и других параметров. Все они имеют свои значения, например, здоровье, выносливость, обучаемость, сила, защита, скорость реакции, усталость… Игрок обычно в начале игры может выбрать внешность и расу своего персонажа, от чего будут зависеть многие параметры, например, если вы будете играть эльфом, то будете иметь лучшую способность к обучению магии, но меньшую физическую силу… В ходе игры все эти параметры меняются, а некоторые можно искусственно «прокачивать». Например, можно сделать упор на наращивании силы или магии, и всеми путями их набирать… Это личное дело каждого игрока.
Игру можно проходить как угодно – выполнять множество заданий разных персонажей, проходить квесты – головоломки, исследовать игровой мир, отправившись в путешествие… Можно заняться даже грабежом на дорогах, или торговлей… Каждый идет своим путем. Поэтому явного конца ролевая игра не имеет, хотя разработчики предусматривают несколько вариантов достижения каких – либо важнейших целей, но следовать им не обязательно. Это не стрелялка, где ты должен бежать только вперед, и никуда больше не свернешь – в ролевой игре иди хоть куда, и делай что хочешь.
Первые компьютерные ролевые игры были текстовыми. Хотя это выглядит сейчас примитивно, на самом деле они были очень хорошими, ведь лучшая в мире видеокарта – это собственное воображение. Затем были «плоские», двухмерные игры, хотя некоторые и имели претензии на трехмерность. Помните культовую ролевую игру «Diablo»? В 90-х годах, и даже позже, в нее играли практически все. Это был расцвет ролевых игр. Затем пришли не менее интересные игры в 3D. Но… Графика графикой, но порой в погоне за спецэффектами разработчики теряют смысл игры – получается непонятно что непонятного жанра, обычно – стрелялка со слабым намеком на ролевую составляющую. Бывает и так… Но есть, все-таки, достойные потомки первых ролевых игр, и они появляются каждый год.