В России великое множество храмов. Каждый из них прекрасен по-своему. Исаакиевский собор занимает особое место, выделяясь своей необычной архитектурой и поражая долгой историей строительства.
Начало
Идея возвести новую церковь пришла в голову Петру Великому. Имя святого для храма подобрали быстро, им стал Исаакий Далматский. Этот монах был причислен к лику святых 30 мая, как раз в день рождения Петра Первого. Царь и место присмотрел, выбрав чертежную мастерскую при Адмиралтействе. Чтобы казне не накладно было, решено было ее не сносить, а просто перестроить. Церковь получилась не очень величественная, но по-домашнему уютная. Она была деревянной и смотрела на мир Божий десятью окошками, затянутыми слюдой. Освятили ее летом 1707 года. Через 15 лет, в феврале 1712 года, царь Всея Руси торжественно венчался в ней с Екатериной Первой.
Второй вариант храма
Петр Великий мечтал о том, чтобы Санкт-Петербург – Северная Венеция - затмил своей красотой все европейские столицы. По приказу царя, деревянную церковь "должно было заменить каменной". Но стоять ей следовало поодаль, и до окончания строительства нового собора его старую предшественницу решено было не разбирать.
Место выбирали долго и в конце концов решили: стоять новому храму на берегу Невы
Проект начертили: он был отдаленно похож на рижский храм Святого Петра и даже шпиль такой же латышским мастерам заказали.
Срок начала строительства определили. В начале августа 1717 года приступили к рытью котлована под фундамент и привезли сваи. И уже в 1723 году Петр Первый своим указом повелел Морскому ведомству принимать присягу у моряков только в новом храме.
Через год, в сентябре 1724 года, в куполе нового храма были обнаружены трещины. Несколько лет предпринимались попытки укрепить фундамент и стены строения, но собор кренило, и трещины в куполе становились шире. Виной тому была близость к Неве и неправильно рассчитанное количество свай. В довершении всего в 1735 году во время грозы загорелся шпиль храма. Огонь перекинулся во внутренние помещения и уничтожил церковь полностью. Несколько лет ее восстанавливали, потом решили не тратить средства попусту и начать строительство нового собора. Указ об этом издала Екатерина Вторая в 1768 году.
Третий вариант храма
Место строительства изменили, отступив от берега, чтобы не повторить прежнюю ошибку. Проект представил архитектор Антонио Ринальди. Собор предполагалось облицевать несколькими сортами мрамора, купола золотить, внутренне убранство тоже сделать очень пышным. Императрица скончалась в 1796 году, так и не увидев Исаакиевский собор во всем его великолепии. Ее наследник, Павел I этой пышности не одобрял, но при жизни матери перечить ей не смел. После ее смерти велел быстренько закончить строительство, мрамор больше не использовать, кладку стен закончить кирпичом. Строители пожелания императора учли. В результате храм стал ниже ростом – главный купол был укреплен на малой высоте, колокольня тоже потеряла в росте пару метров, боковые купола и вовсе решили не ставить. В 1802 году собор освятили.
Это «чудо архитектурной мысли» было некрасиво: мраморный низ не сочетался с кирпичным верхом, храм получился неказистый – «приземистый и присадистый». Ко всему прочему очень быстро стало понятно, что выстроен он с грубейшими ошибками. Одним словом, деньги потрачены огромные, а главного собора у столицы как не было, так и нет.
Четвертый вариант храма
Теперь строительством занялся Александр I. В 1809 году он решил объявить конкурс и выбрать лучший из представленных проектов. Нужный проект был найден только в 1816 году. Пока еще неизвестный широкой общественности Огюст Монферран показал 24 проекта, победителем в конкурсе оказался классический собор, который венчали пять куполов. Красиво, торжественно, величественно. Одним словом, то, что нужно. Начали строительство 26 июня 1818 года, 14 сентября 1839 года купол увенчали крестом и приступили к оформлению интерьера. Эта работа заняла еще 17 лет. Самый большой и самый дорогой долгострой Санкт-Петербурга был завершен. Казна потеряла 23 миллиона 256 852 рубля и 80 копеек – гигантская цифра! Но красавец собор стоил тех денег.
Внешний облик Исаакиевского собора
Поражает всё. Первое, что бросается глаза – это высота, она равна рекордным 101, 5 метра. Стереобат, на котором стоит храм, усиливает впечатление, поднимая здание еще выше. Мраморная облицовка придает зданию особую торжественность. Собор может вместить 12 тысяч человек, его площадь четыре тысячи квадратных метра. Перед дверями собора можно стоять часами. Скульптор И. П. Витали – создатель этой красоты. Ему же принадлежит авторство ангелов на фронтонах и бронзовых барельефов с узнаваемыми лицами царской четы, князя Волконского, Оленина, митрополита Серафима и самого Монферрана.
Внутреннее оформление собора
Изнутри стены собора украшены мрамором. В храме три придела: центральный, северный и южный. Они посвящены соответственно Исаакию Далматскому, Александру Невскому и Екатерине-Великомученице. Над созданием мозаик и фресок работали лучшие художники того времени. Так, например, роспись плафона была поручена Карлу Брюллову. Он создал эскизы и два года усердно работал, но в 1847 году заболел и вынужден был отказаться от почетного заказа. Гигантская работа – 826 квадратных метров – была завершена другим художником. Это сделал П. Басин в 1852 году.
Иконостас выполнен в виде арки, которую поддерживают малахитовые колонны. Царские врата украшены замечательными скульптурами работы П. Клодта и Т. Неффа. Витраж собора – фигура Христа в полный рост. Мастера изготовили его части в Германии, доставили в таком виде в Петербург и уже там собирали и устанавливали на алтарном окне. Размер витража впечатляет – 28 квадратных метров. Соборная утварь изготовлена из золота и серебра. Освящен Исаакиевский собор был 30 мая 1858 года. Торжество получилось красочное, многолюдное и очень торжественное.
Судьба собора
С самого начала собор не был отдан в духовное ведомство. За его функционированием следило Министерство путей сообщения и публичных зданий. После революции, в 1920 году, согласно Декрету об изъятии церковных ценностей, Исаакиевский собор был ограблен: золото и серебро, иконы и драгоценные камни, одеяния священников – все было вывезено из храма. В 1928 году Главнаука приняла здание под свою юрисдикцию и превратила собор в музей.
Во время Великой Отечественной войны Исаакиевский собор почти не пострадал. Разрушений не было, но на стенах здания и сегодня можно увидеть следы от осколков. Значительно пострадал интерьер и картина Бруни, которую пришлось долго восстанавливать после войны. Реставрационные работы были закончены в 1963 году, с тех пор Исаакиевский собор постоянно принимает посетителей.
Верующие приходят на богослужения, а туристы стремятся увидеть своими глазами неповторимую красоту знаменитого храма, подняться на колоннаду, проверить, правда ли, что на винтовой лестнице 562 ступени. А потом остановиться на смотровой площадке и с высоты сорока трех метров ахнуть от восторга и, замерев, часами любоваться величественной панорамой Санкт-Петербурга.