icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Noone Nobody
Культура и искусство

ОБЪЯСНЯЯ ФИЛЬМ «МАМА!»

  • 1801
  • 0

ОБЪЯСНЯЯ ФИЛЬМ «МАМА!»

Д

Другое мнение о шедевральной киноработе талантливейшего режиссёра Даррена Аронофски.

Наслаждаясь фильмами этого режиссёра, невозможно обойти стороной, уж очень явный библейский канон в фильме «Мама!», который, лишь добавит эстетического наслаждения верующим и религиозным людям. Но для меня и вероятнее всего, для людей с мышлением подобным моему, этот фильм скорее покажется такой-себе трагикомедией, но все-таки комедией, черной, жесткой, предельно сатиричной, невероятно захватывающей, вызывающей яркие и неподдельные эмоции.

Есть еще и третья категория людей, те, кого не впечатлило, те, кто не понял, те, у кого возникло острое желание выйти из зала во время просмотра, те, для кого картинка на экране классифицировалась в полнейший бред, который отказывается укладываться в сознании.

Не зависимо от того, к какой категории вы себя отнесете, если у Вас остались вопросы после просмотра этого картины, или просмотра того хронометража, который Вы смогли осилить, если у Вас остались мысли о фильме, мы можем переходить к удовлетворению пытливости Вашего ума.

Сначала попробуем разобрать сюжет для тех, кому фильм не пришелся по вкусу. Не стоит воспринимать все, что происходит на экране буквально. Не стоит конфликтовать с мозгом. Да, пожалуй, для реальной жизни события и поведение героев выглядят слишком не нормально, не реалистично, глупо, по сумасшедшему, гипертрофированно. Воспринимайте события, лишь, как способ повествования модели поведения. Самопожертвование и терпение Грейс. Эгоизм и терзания Илая, кстати, именно так зовут главных героев.

Воспринимайте историю, как сжатое повествование событий, происходивших на протяжении долгих лет. Так, словно, Вы попытались бы пересказать свою жизнь за 5 минут. История приобретёт хоть и банальный, но вполне постижимый смысл. Самоотверженная любовь женщины к своему мужчине, стремящейся продолжить его род, воспроизведя потомство от любимого. Женщины, творящей, буквально с ноля. Создающей своего мужчину, подобно тому, как она создает дом, в котором она живет.

Безграничная поддержка для любимого мужчины, терпение по отношению ко всем его выходкам, понимание и даже оправдание его нелогичных и странных, а порой глупых поступков. Все это, в итоге, приводит ее к физической неспособности, вопреки своему желанию, сбежать из дома, вырваться из плена этого дома, покинуть этого мужчину, обстоятельства оказываются сильнее и она уже слишком слаба, чтобы сопротивляться. Изнеможена, разбита, доведена до отчаяния, к тому же, в этот нелегкий момент жизни на свет появляется ее ребенок и она дает последний шанс своему мужу принять правильное решение — выбрав семью.

К великому разочарованию, Илай снова выбирает толпу фанатов, отдав им на растерзание своего новорожденного сына. Отдав мужчине все, до последней капли, осознав, что единственное ее спасение — уничтожить то, чем она так дорожила, что так сильно любила, уничтожить дом, который символизирует отношения двух героев. Отчаявшись, Грейс идет на такой поступок, но даже совершив его, она не получит долгожданного покоя. Илаю хочется иметь более чем все. Он не отпустит жену, ему нужна жертва, лишь получив свою порцию эмоций, вызванных смертью преданно любившей его женщины, он обретет силы жить и творить дальше.

И так, разобрав поверхностный смысл сюжета, приступаем к поиску глубинного и скрытого смысла. Подметив некоторые неявные, но весьма говорящие детали и нюансы в картине, я могу с уверенностью сказать, что в этом сюжете все не так просто, как кажется с первого, а, возможно и не первого. Фильм «Мама!» один из тех, которые с каждым новым пересмотром становятся только интереснее и вовлекают без остатка во всю динамику происходящего на экране.

Данная часть моего отзыва придётся по вкусу поклонникам Библии и теории Божественного происхождения. Если оценивать фильм, лишь с этой точки зрения, то он станет отличной сатирической комедией с глубоким полетом фантазий на тему хуманизации Бога. Я бы даже «обозвала» этот фильм другим названием, к примеру: «Жена творца» или «Или жизнь жены Бога», или как-то так. Ведь большую часть фильма мы любуемся мамой, порой следуя за ней по странному дома, будто дыша в затылок, столь реалистично под час воспринимается картинка.

«Мама!» — фильм палиндром. С обоих концов — пожар, в центре — написание рукописи, а между этими тремя точками — смерть сына, точнее сыновей. Стоит предполагать, что смерть сыновей это одно и тоже событие, трактованное по-разному, на такую идею наталкивает идентичная посмертная речь, произнесенная в первом случае Илаем, а во втором — пастором. Сопоставление слов героини Мишель Пффайфер о потере сына и событий в жизни Грейс, так же лишь подтверждают идею зеркального отображения сюжета.

«Отдаешь себя, вкладываешь и теряешь в один момент» — такую фразу произнесла «Ева», жена странного гостя наших главных героев. Лично для, меня такая зеркальность говорит лишь о том, что одна из частей этого фильма — вероятнее всего является повествованием реальных событий, а вторая — отражение этих же событий в голове повествователя. Но об этом позже, в третьей, скептической части моей рецензии.

Илай. Его имя, его профессия… Илай — творец, он писатель, он же Бог, точка отсчета, он «тот, кто существует». У него есть жена, возможно она — воплощение той стороны личности главного героя, которую можно было бы представить в образе любящей и заботливой женщины, будущей матери его детей.

Приходим к идее, что фильм «Мама!» это интерпретация основных сюжетов Ветхого и Нового Заветов на новый манер. Жил был Бог, в своей вселенной (по фильму в доме), заскучал, решил создать Адама и Еву, они не являются его детьми, они не являются частью его личности, они лишь его эксперимент, творения, подробно персонажам его книги. Ему интересно играть с ними, фантазировать, о том какими они могли бы быть, включая их негативные стороны и недостатки, какими могли бы стать их жизни.

Окончательно воплотив своих героев, наделив их способностью самостоятельно мыслить, создав независимый от него разум, он дает им способность развиваться дальше, самостоятельно. Адам и Ева выбирают грех, они ведут себя эгоистично и неуважительно, словно подростки, по отношению к родителям, проявляя все свое недостойное отношение, к людям, давшим им кров. Как и в библейском мифе, Адам и Ева стремятся постичь суть своего создателя, властелина, в нашем случае — хозяина дома. Они тянутся к камню, словно к запретному плоду.

Ожидаемо, согласно истории библейского писания, они ранят своего Бога, разбив его любовь. Но к счастью, любовь еще тлеет ведь она все еще остается в другом воплощении Творца, в Грейс. Он зол, но все так же он любит своих персонажей. Он закрывает от них часть своей души, в которой таится его горе, но, он по-прежнему рядом с Адамом и Евой. Затем, весьма внезапно, появляются Каин и Авель. Илай снова рядом, он любит всех своих героев, буквально живя ими. Забывая о другой «части» своей личности, он отдает себя чужим. Грейс, Илая и их младенца, следует рассматривать, как одну целостную, но триединую личность. Это и есть Бог. Отец, мать и сын. И это наталкивает на мысль, что Святой дух и есть мать, не к такому ли выводу Вы пришли в эту секунду, дорогие читатели?

Создав своим персонажам друзей и родных, Бог делает все, чтобы им не было скучно, он с ними, развлекает и поддерживает их. Илай любит и души не чает в том, что создает, нежась в обожании и восхвалениях толпы своих фанатиков. Однако, так не может быть вечно. являясь духом дома, ощущая и видя его боль Грейс удается изгнать всех нежданных посетителей и вернуть покой в свою жизнь, но и это не может длиться вечно. В доме тихо, пока мама вынашивает дитя, в то время, как в голове отца назревают новые планы.

Не стану делать акцент на рукописи, которую он пишет все это время, поскольку это лишь метафора, лишь способ показать его увлеченность и подготовку для встречи новых фанатов. Бог набирался сил, чтобы снова раздать себя. Процессы заканчивается, мы осознаем это в тот момент, когда у Грейс, в чреве зашевелился ребенок, в тот же момент Илай закончил рукопись. Дом опять наполнился персонажами, которые так «любят» своего Творца.

Соблазнившись этой «любовью», он отдает толпе собственного сына, даже не пытаясь защитить его от растерзания. Здесь, без труда, можно разглядеть историю распятия Христа. И вновь Илай требует от Грейс простить этих людей, потому лишь, что они каются в содеянном. Вероятно, у главного героя и у самого были терзания на этот счет. Простить или нет… Метаясь, сходя с ума от боли, Бог все же находит силы начать все с начала, ведь любовь еще есть. Он спрятал ее в свою половинку, которая способна сохранить и защитить чувства от остальных.

Главный посыл фильма в том, что самое важное, что дает силы — это любовь, которая представлена нам в виде камня, столь ценного для Илая.

И наконец, мы добрались к моему личному, иное мнению и видению фильма «Мама!». Как человек, который не приходит в восторг от пересказа библейских мотивов и человек практик-теоретик-скептик, я не рассматриваю сюжет как мистику и откровенный пересказ библейской мифологии. Приглядевшись к мелочам и деталям, пытаясь уловить нюансы, которые, отлично дают понять, что же мы видим в фильме, на мой взгляд, я сделала своей вывод.

Работа, буквально с первой секунды, создает впечатление, того что мы находимся в чьем-то сознании. Это сон, или помешательство одного из героев. Осталось отгадать, в чьей же мы голове, Грейс или Илая? Кто из них настоящий, действительно существующие во вселенной фильма? В чьей голове мерещатся все эти образы и происходит весь этот совершенно не реалистичный сумбур?

Я буду «отрезать», «высекать» реальные события повествования от вымышленных, анализируя, выходят ли они за рамки настоящих законов физики нашего мира или нет. Проще говоря, когда в начале фильма, Грейс выбирает цвет для стен, она подсыпает в раствор порошок желтого цвета. Из этой же банки, этот же порошок позднее, она не раз принимает в качестве, вероятно, успокоительного. Женщина, явно не может использовать один и тот же порошок для пигмента в качестве лекарства. Можно предположить, что однажды, в жизни Грейс действительно был момент, когда она выбирала цвет для стен и он прочно запечатлелся в ее памяти.

Несколько раз появляются сцены, в которых Грейс погружается в глубокие воспоминания, будто находясь в обливионе, лишь изредка, нечто вырывается из памяти, вероятнее всего она помнит лишь ощущения и эмоции. Автор описывает и передает ее боль образом некой живой субстанции, которая пульсирует и постепенно умирает. Вероятнее всего, это символизирует ощущение боли утраты чего-то ценного и дорогого. Сквозь весь поток бредовых мыслей в ее голове, она все еще помнит и чувствует, что произошло нечто страшное. Помнит огонь, пожар, хоть это, уже лишь отголоски воспоминаний, она ощущает нечто не объяснимое для себя. Где-то, в глубинах сознания она помнит, что есть реальный мир, в котором произошло то, от чего она пытается спрятаться в мире своих иллюзий. Смею предположить, что весь фильм — это все, что происходит в затуманенном сознании лишенной рассудка женщины. Возможно, она потеряла своего ребенка и мужа, в пожаре.

В какой-то момент, я полагала, что реально существующий, по меркам вселенной фильма персонаж - Илай. Считая, что мы видим образы и самокопания в его сознании. В начале фильма, он рассказывает, как в молодости пережил пожар, утратив все, вероятно, потеряв в нем жену и ребенка. Этим можно объяснить значительную разницу в возрасте между супругами. Вероятно, что, когда он потерял семью был м еще молод, будучи, приблизительно ровесником Грейс. Он помнит ее молодой.

Прожив многие годы без родных, сойдя с ума от не угомонившейся боли, находясь в поисках утешения, Илай пришел к Божьему слову, вероятно найдя в нем отдушину. Отождествления себя с Богом на фоне помешательства, возможно веря, что таким образом, он сможет вернуть любимых людей. Попытки успокоить себя тем, что не ему лишь одному суждено испытать боль утрат, приводят к приземлению образа Евы и Адама, так же потерявших обоих сыновей. Илай начинает видеть их такими же простыми и современными людьми, как и он сам, общаться с ними, разговаривать и все дальше уходить в пучину своего помешательства.

Бог, как и Илай отдал людям своего единственного сына, что еще больше наводит главного героя на мысль, что речь идет о нем и мужчина уже практически верит в свое божественно происхождение. Вероятно, все это настолько крепко смешалась в голове Илая, вместе с болью, породив полет абсурда, в котором кроются его самоистязания и не способность смириться с болью. Зацикленность событий — это замкнутый круг в голове героя, раз за разом, проживающим утрату, словно просматривая фильм. Данная теория, конечно, имеет место быть и, если, Вам она пришлась по вкусу, я, с радостью подискутирую на эту тему.

Но все же, после долгих раздумий и выводов, я склонна думать, что в пожаре уцелела Грейс, а не ее муж и ребенок. Она лишилась памяти и чистого разума, она ищет свое утешение в Боге, изучая Библию и пытаясь найти ответы на свои вопросы. Ее сознание расщепилось, в нем Илаю, как это не странно, отведено роль протагониста. Грейс мыслит лица всех персонажей, которых видит вокруг себя, пытаясь понять, кто же виноват, почему это все произошло с ней.

Скорее всего, ее сумасшествие началось с похорон ее мужа, обратите внимание на эту фотографию Илая, которую приносит с собой врач-незнакомец. Это же надгробное керамическое фото, а таинственные гости, вероятнее всего и есть родители Илая, но Грейс будет отрицает это. Для нее Илай все еще жив. В его родителях она видит незнакомых ей людей. Не исключено, что она потеряла ребенка, в следствии большего стресса, к примеру, из-за смерти мужа. Мог произойти выкидыш, как раз, в той комнате, где она видит появляющееся пятно крови на полу. Ведь это печальное событие отразилось в ее мозгу, окончательно разрушив ее разум, но отпечатавшись таким глубоким следом, что даже будучи невменяемой, Грей продолжает переживать эмоции глядя на пол в этой комнате.

Мать готовилась к рождению ребенка, но этого не произошло. «Они растерзали его" - так думает Грейс, интерпретируя для себя аборт по медицинским показаниям, который делается в случае, если плод погибает в чреве матери. Это, вполне, могли вызвать сильные эмоциональные потрясения, в следствие пожара и гибели любимого мужа. Поэтому, Грес злится и винит Илая за все, ведь если бы, он не погиб и не оставил ее, она бы не потеряла сына.

Не имея больше сил смириться горем, Грейс, доходит до того, что начинает видеть нечто божественно в своей боли. Себя и мужа, и сына она представляет святой Троицей, сопоставлять себя с Евой, потерявшей сына и олицетворять Еву в лице своей свекрови, верить в то, что она познала боль Евы, познала боль Творца, видевшего, как распяли его сына Иисуса. Грейс верит, что через свои муки она приблизилась к Богу, стала частью Бога. Но, самое важное место она отдает тому, кого так сильно любила — Илаю, отведя ему самую главную роль в бесконечном мире своего сознания, которое для зрителей органически вписывается в рамки жилого дома.

Способная пожертвовать собой, лишь бы вновь вдохнуть жизнь в Илая и ребенка, но так не нашедшая утешения ни в чем, Грейс пытается сбежать от самой себя, выдумывая новые, надевая маску, веря уже в то, что это все было не с ней. Умирая в одной из таких ипостасей и возрождаясь в новой, заново переживая события, разрушившие ее жизнь, из-за неспособности отпустить свою боль.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+