Мы же рассмотрим понятие «карьерист» в совершенно другом смысле: стремление к должностному росту, но с твёрдым соблюдением принципов чести и порядочности. Интриги, подлость, и т.д., как средство достижения цели – отметаем сразу, как неприемлемые!
Итак, как же делать свою карьеру, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? Прежде всего, заниматься любимым делом! Становиться в нём высококлассным специалистом, а лучше - Мастером. На это уйдёт много времени и сил. И это только базовый навык! Другие бы остановились и почивали на лаврах, но для карьериста это только начало пути.
На этом базисе, прочном и надёжном, теперь необходимо возвести величественную надстройку: умение руководить людьми и самому ладить с руководством. Но прежде всего надо уметь властвовать собой. Самый опасный враг – в зеркале!
Не обязательно специально изучать психологию в академической его версии, чтобы до тонкостей разбираться в людях. Такой навык придет автоматически, на бытовом уровне, по мере расширения круга общения и решаемых задач. И этот навык жизненно необходим карьеристу! Умение уверенно и грамотно руководить и ладить - станет более важной задачей, чем знание предмета (для этого есть специалисты и собственный профессиональный опыт).
Доброжелательные и ровные отношения с людьми, вне зависимости от их социального статуса, должны быть простыми и естественными. Всякая фальшь сразу же себя выдаст. А без этого не построить хороших и доверительных отношений с начальником. Человек, поставивший своей целью карьеру, должен быть необходимым и незаменимым для своего нынешнего начальника. Если он сам карьерист, то «потащит» верного ему человека за собой. Вот такой получается «лифт»!
В противном случае, следует проявлять гораздо больший уровень компетентности для своей должности перед начальством более высоким. Ничего крамольного в этом нет, повышения по службе надо заслужить у вышестоящего начальства. Только оно и карает и милует…
Успешное руководство на любом уровне предполагает наличие дружной команды профессионалов, нацеленной на результат. Ещё никто не опроверг утверждения, что «короля делает свита»! Создать доброжелательную и непринуждённую рабочую атмосферу, подобрать соответствующих исполнителей – задача карьериста.
Ошибкой будет считать, что вновь принятый специалист обязан уметь всё, раз уж удостоился «чести» работать здесь. Он, бесспорно, должен обладать серьёзными базовыми навыками и солидным опытом работы в избранной области. Но нужно отдавать себе отчёт в том, что этот опыт «немножко», но другой. И он в каких-то, вовсе не мелких «мелочах», может не подходить для нынешней деятельности. Поэтому карьерист, в дополнение к другим своим достоинствам, должен быть ещё и терпеливым наставником для своих подчиненных. Когда-то и он потащит за собой нужных и верных ему людей на самый верх. А для этого их надо подготовить. А если не научить свою команду слаженно работать, то будет, как в басне Крылова: лебедь хочет вознестись на небо, щука стремится спрятать все концы в воду… А раку, глядя на такое безобразие, ничего другого не остаётся, как пойти на попятную!
Вышеперечисленные навыки являются для карьериста необходимыми, но не достаточными. Возможно, где-то, когда-то нужно будет уметь ещё что-то. Всего предусмотреть невозможно – жизнь гораздо богаче и мудрее. Но как бы высоко не забрался карьерист по служебной лестнице, важно не потерять человеческое достоинство. Чтобы не было стыдно и мучительно больно!