Почти у каждого найдётся родственник или знакомый, который может рассказать как был поражён, когда некий человек со сверхспособностями удивительно точно рассказал о нём или предсказал будущее. Такие истории основной пиар-инструмент в раскрутке магов, экстрасенсов предсказателей, якобы доказывающий, что перед вами подлинный ясновидец, а не мошенник на доверии.
Однако фокусники-менталисты производят точно такое же (а чаще — более реалистичное) впечатление, не прибегая к сверхъестественным силам. В их арсенале те же приёмы и техники, которыми пользуются и граждане, оказывающие мистические услуги. Приведённый ниже список их не является исчерпывающим: в него включены только основные и наиболее распространённые способы имитации сверхспособностей.
Часто для сбора информации о человеке иллюзионисты и экстрасенсы используют «холодное» и «горячее» чтение. Основы «холодного чтения» известны каждому, кто знаком с литературным сериалом Артура Конан Дойла о непревзойдённом сыщике с Бейкер-стрит. Только Шерлок Холм называл его дедуктивным методом.
По сути «холодное чтение» заключается в аналитическом изучении посетителя в режиме реального времени. И на основе этого анализа формулируются высоко вероятные предположения, которые и создают впечатление о мистическом даре экстрасенса. Источником личной информации могут служить абсолютно любые детали: пол, этническая принадлежность, рост, вес, одежда, походка, манеры, мимика, интонации, состояние волос и кожи… — что угодно!
«Горячее чтение» это тоже сбор и анализ информации о человеке. Как и горячие блюда, он требует времени на «готовку».
Как только вы записались по телефону на приём к экстрасенсу, ваш номер и имя прогоняются через все доступные ему легальные и «чёрные» базы данных, изучаются соцсети... Источником «горячего чтения» могут служить и те ваши знакомые, которые тоже бывали у этого «специалиста» и, вероятно, порекомендовали его вам.
Для наиболее популярных экстрасенсов создаётся более масштабная сеть предварительного сбора информации. Так, перед тем как попасть на приём к Ванге человек вынужден был пройти через целую сеть информаторов: от таксистов, до «случайных» знакомых и горничных в гостинице.
Кроме того, как писал историк мистицизма профессор Михаил Шахнович:
«Закулисная деятельность ясновидящих остаётся в тени, но когда удавалось разоблачить их, то оказывалось, что многие из этих прорицательниц были агентами полиции, получали от неё сведения, которыми пользовались для прорицаний, за что снабжали полицию данными, собираемыми среди клиентов».
Так, уже упомянутая Ванга сотрудничала с болгарскими спецслужбами ещё со времени Второй мировой войны. После смерти её не менее знаменитой французской предшественницы 19 века Марии-Анны-Аделаиды Ленорман начальник тайной полиции Парижа опубликовал дневник, в котором подробно описал как помогал вхожей в именитые дома гадалке информацией в обмен на доносы. Кроме того, Ленорман имела общение с женой императора Наполеона, что помогало ей делать более точные политические предсказания.
Во многих случаях «ясновидящие» не столько предвидят, сколько внушают будущее. В психологии это называется «эффект самореализующегося пророчества», «эффект Пигмалиона» или «эффект Розенталя».
Впервые этот феномен описал в 1948 социолог Роберт Мертон:
«Самосбывающееся пророчество это изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что ложная концепция оказывается правдивой, и в результате ошибка становится правилом. При этом «пророк» в качестве доказательства своей правоты опирается на цепь реальных событий. Таковы парадоксы социальной логики».
Этот эффект работает на подсознательном уровне. Поэтому, к сожалению, самому себе внушить желаемое пророчество невозможно. Да и срабатывается оно только тогда, когда не мешают внешние непреодолимые обстоятельства.
И всё же на стороне экстрасенсов закон больших чисел.
Дело в том, что процент действительно удачных предсказаний зависит от степени развитости интуиции и аналитических способностей «ясновидящего». У самых успешных он обычно чуть превышает показатель случайного угадывания и немного не дотягивает до точности прогнозов профессиональных футурологов.
Так, в публикациях последователей Ванги часто приводятся данные количественного исследования предсказаний болгарской ясновидящей профессора Величко Добриянова. Он проанализировал 18 сеансов (бесед Ванги с 18 посетителями), из которых вычленил 823 сообщения. Из них 445 оценил как истинные, 288 как «альтернативные» (т.е. истинность или ложность их установить невозможно) и 90 ошибочных. Другим словами, истинных утверждений оказалось всего 54%. Т.е. немногим более случайного угадывания из двух взаимоисключающих вариантов (каковыми и были в подавляющем большинстве фомулировки).
Но представьте, что речь о совершенно заурядной гадалке, которая успешно консультирует только 3 посетителя из 100 за не слишком большие деньги. 97 разочарованных посетителей вероятнее всего просто забудут неудачный эпизод (потраченные небольшие суммы не стоят нервов и энергии на борьбу и поднятие волны антипиара). Они отправятся дальше методом «проб и ошибок» искать «настоящую», по их мнению, ясновидящую (и по закону больших чисел не на 50-й, так на 100-й раз кто-нибудь угадает-таки что-нибудь достаточно личное, чтобы убедить в своих мистических способностях). Зато 3 из 100, будут находится в состоянии такого эмоционального потрясения от встречи с «чудом», что станут самыми ярыми и настойчивыми бесплатными рекламными агентами, способными заразить своим энтузиазмом и живым примером немало новых потенциальных клиентов.
За несколько лет работы даже при самом минимальном проценте успешных консультаций у «ясновидящего» по закону больших чисел накопятся десятки таких бесплатных пиарщиков, и десятки примеров удачных сеансов «ясновидения», на которые теперь можно ссылаться как на доказательство якобы имеющегося мистического дара…
Впрочем, в работе экстрасенса главное не способность быть точным, а способность создать впечатление у клиента, что ты точен. Поэтому «как» важнее, чем «что».
Этому помогает использование «эффекта субъективного подтверждения» и умение строить общие многозначные фразы так, чтобы они создавали впечатление, что ясновидец неведомым способом «прозрел» что-то конкретное и сокровенное.
«Эффект субъективного подтверждения» называют также «эффектом Форера» в честь психолога Бертрана Форера, который впервые в 1948 году экспериментально показал его действие. Студентам раздали психологические опросники и обещали после научного тестирования дать индивидуальные характеристики личности. Однако вместо реальных характеристик всем раздали одно и тоже описание из гороскопа. Затем попросили оценить по пятибальной шкале насколько это описание соответствует их личности. Средняя оценка составила 4,26 балла. Это значит более половины аудитории всерьёз приняли случайное общее описание личности из гороскопа на свой счёт.
В этом и заключается суть «эффекта Форера» — в склонности людей некритически воспринимать общие, неопределённые, расплывчатые, достаточно банальные характеристики, как точное описание их личности, если источник описания кажется авторитетным.
Ещё задолго до экспериментального подтверждения этой особенности человеческой психики ею с успехом пользовались многочисленные аферисты, шарлатаны и манипуляторы. Поэтому одно из названий феномена — «эффект Барнума»: в честь широко известного в своё время в США авантюриста, шоумена и мистификатора Финеаса Барнума.
Последующие эксперименты показали, что как правило, более достоверными люди считают положительные суждения о себе. Также практически нет шансов не согласиться с двойственными суждениями («Вы довольно открытый человек, но в определённых ситуациях обнаруживаете достаточно критический взгляд, чтобы не дать себя одурачить».).
В одном из экспериментов провели подлинное научное тестирование личности студентов. Но по итогам дали два описания и предложили оценить, какое более точно их описывает. В большинстве случаев испытуемые выбирали не объективную научную характеристику, а составленную на основе «эффекта Форера».
Это показывает, что человек не в состоянии объективно, адекватно воспринять насколько точен в своих описаниях «экстрасенс». А для «ясновидца» куда важнее, какое субъективное впечатление он производит на клиента, чем стремление к действительной точности и объективности.
Даже из краткого обзора основных техник «ясновидения» вполне понятно, что успешные описания и предсказания на 90%, если не больше, это феномен субъективной реальности, а не объективно удостоверенные факты.
Исповедь почётного профессора психологии в Университете Орегона в Юджине (США) подтверждает это:
«Я начал гадать по руке ещё в юности, чтобы с помощью этих таинственных манипуляций поправить своё благосостояние. Когда я только начинал, я не верил в хиромантию. Но я понимал, что смогу добиться успеха, только если стану вести себя так, словно я сам верю в то, что делаю. Спустя несколько лет я твердо верил в хиромантию. Однажды ныне покойный Стэнли Джекс, профессиональный психолог, к которому я испытывал большое уважение, тактично предложил мне провести интересный эксперимент. Я должен был давать предсказания, абсолютно противоречащие расположению линий на руке. Я рискнул проделать это с несколькими клиентами. К моему изумлению и ужасу, мои пророчества, как всегда, оказались успешными. С того времени я заинтересовался теми мощными силами, что убеждают нас — и гадальщиков, и клиентов — в том, чего на самом деле быть не может».