Итак, «файл подкачки», или – виртуальная память, впервые появился в операционной системе Windows, если мы говорим о Microsoft. До этого в DOS, верхний предел памяти был ограничен 640 Килобайтами ( звучит уже как-то несерьезно, но это было). Понятное дело, что такой «ляп» Microsoft всех жутко не устраивал, и был найден выход. Так называемые, драйвера High memory, позволявшие перепрыгнуть через это ограничение и использовать память с адресами и выше 640Кб. Но за все приходится платить, и, естественно, что они слегка тормозили систему, вот если бы…. И это «если бы…» Microsoft были вынуждены реализовать при переходе к графической оболочке Windows. Памяти стало требоваться больше, страницы в графике, размещаемые в памяти требовали гораздо большего объема для своего хранения и ограничение в 640Кб – стали анахронизмом, от которого Microsoft пришлось отказаться.
Теперь, почему все так носятся с этой физической «оперативной памятью» и так ею дорожат ? По одной простой причине, скорость доступа к данным в оперативной памяти намного выше, чем скорость доступа к любым другим устройствам для хранения данных, и, соответственно, стоимость микросхем «оперативной памяти» до сих пор достаточно высока.
Поэтому, не от хорошей жизни, но выход был найден. Физическую «оперативную память» продолжили на винчестере и назвали ее «виртуальная память» или «файл подкачки». Этот файл создается автоматически оперативной системой в корневом каталоге С:\ и называется «pagefile.sys». Размер его устанавливается «по умолчанию» и вот тут-то и появляются возможности «тонкой настройки».
Итак, первая рекомендация, если у вас в системе более 2 Гб физической «оперативной памяти» то Microsoft рекомендует вообще отключить «файл подкачки», за ненадобностью. Если он все же будет «прописан в системе», то система будет его использовать и, соответственно – тормозить. Вторая причина, в «файл подкачки» попадают конфиденциальные данные, которые пользователь не всегда хотел бы видеть в «открытом доступе» на винчестере.
Но если у вас меньше 2 Гигабайт памяти, то «файл подкачки» вам просто необходим. Система выгружает туда те блоки, к которым не было обращения какое-то, по мнению системы – длительное, время, а при необходимости, возвращает эти блоки обратно с винчестера в оперативку.
И, поскольку «файл подкачки» это обычный файл на жестком диске, то к нему применимы все «маленькие хитрости» оптимизации и дефрагментации.
Первое – размер. Microsoft рекомендует устанавливать размер файла подкачки кратным объему физической памяти – 0,5 – 1 – 2 - 3, далее идти уже нет смысла.
Второе – расположение файла. Файл должен располагаться в самой быстрочитаемой области жесткого диска, как правило, это его начало. Файл должен быть непрерывным, не разбитым на блоки. Файл подкачки в общем случае создается системой на каждом «логическом разделе» диска, но оптимально располагать его на диске С:\
Так же среди рекомендаций присутствует рекомендация располагать файл подкачки на наиболее быстром диске, если у вас их несколько и использующем файловую систему FAT32.
Практически что либо поменять, например размер файла подкачки, например в ХР, можно в меню «Мой компьютер» правой клавишей мышки, далее «Свойства», далее «Дополнительно» в открывшемся диалоговом окне и там уже «Визуальные эффекты…..»
Только в любом случае сто раз убеждался, что параметры, устанавливаемые Microsoft «по умолчанию» наиболее подходящие для всего спектра задач, решаемых на компьютере. Заниматься их изменением имеет смысл только в том случае, если точно знаете, что вы делаете и зачем вы это делаете!