Такой успех принесли Эмилю два его знаменательных новшества, которые он использовал при создании граммофона. Одним из них была технология записи. Изначально запись основывалась на глубинном вдавливании при перпендикулярном расположении иглы относительно мембране. Эмиль сменил перпендикулярное расположение на параллельное. После этого игла начала вырезать поперечную канавку и неустойчивая ухабистая дорожка с ямками превратилась в извивающуюся дорожку.
Вторым ноу-хау стало изменение технологии тиражирования фонограмм. Изначально изобретатель использовал для записи специальный валик, собственно таким валиком пользовался и Эдисон. Но Берлинер сменил его на круглую цинковую пластину, которая использовалась в качестве первичного носителя. Пластина покрывалась тонким слоем воска. В процессе записи записывающий резец процарапывал восковой слой в соответствии со звуковыми колебаниями. После такой записи на диске образовывались, своеобразные звуковые дорожки. Далее цинковый диск помещали в кислоту для протравки. Кислота углубляла прочерченные в восковом покрытии канавки. Потом при помощи электролиза создавался медный негатив. На месте канавок появлялись некие «хребты». Этот же негатив в дальнейшем превращался в матрицу, при помощи которой изготавливали копии самих граммофонных пластинок.
Первая пластинка была сделана из прессованной целлюлозы. Далее Эмиль начал применять эбонит, но потом отказался от него, так как тот было тяжело прессовать. И лишь после долгих поисков изобретателю удалось найти подходящий материал. Им оказался шеллак. Это была застывшая смола, которая имела органическое происхождение. Материал был дешевым и относительно качественным.
Первые граммофонные иглы были сделаны из стали. Делались они съемными, так как очень быстро приходили в негодность. Достаточно было прослушать одну сторону пластинки и требовалось сменить иглу. Позже их стали изготавливать из корунда. Эти иглы были способны работать до 150 часов. Потом появились алмазные, их работоспособности хватало на 1 500 часов работы. Но ресурс работы пластинок был куда меньше. Тяжелая граммофонная звуковоспроизводящая головка и прочная острая игла быстро приводили в негодность новые пластинки. Но ни смотря на многие недостатки граммофона, на тот период он был сродни нынешнему High end в сравнении с валиками Эдисона. К тому же у граммофона было довольно громкое звучание. А ведь в те времена еще не было никаких усилителей.
Скорость вращения диска составляла порядка 78 оборотов в одну минуту. Большая ширина звуковых дорожек позволяла при такой скорости записать аж целых пять минут фонограммы на одну сторону пластинки диаметром в 300 миллиметров. Это примерно одна песня в нынешнее время.
Но индустрия граммофонной записи на месте не стояла. Уже в 1897 году было выпущено аж 500 000 пластинок, а еще через пару лет тираж вырос до 1 500 000.
С годами граммофон поддавался все большим усовершенствованиям, появилась возможность записывать все больше фонограмм на одну сторону пластинки, звучание становилось все лучше и лучше.
Именно благодаря граммофону собственно и появилась индустрия поп-музыки. Ведь основным критерием популярности того или иного исполнителя являлись тиражи на проданных грампластинках.
Позднее был изобретен безрупорный граммофон, который стали называть патефоном. Он представлял собою небольшой чемоданчик. Его можно было взять на пикник, и заведя пружину, слушать музыку вдали от дома.