Принято считать, что первооткрывателем в этой сфере стал юный основатель Фейсбука, Марк Цукерберг. Но это далеко не так, популярный фильм «Социальная сеть» всего лишь рассказывает историю возникновения одного конкретного сайта. Само же явление стало известно намного раньше. На самом деле первым опытом создания некоторого подобия социальных сетей стал американский «двойник» «Одноклассников», сайт classmates.com («classmates» и переводится как одноклассники), зарегистрированный в 1995 году. Создатель, Рэнди Конрад, совершенно не собирался «покорять мир». Основной целью сайта был поиск друзей и знакомых по списку учившихся в том или ином вузе, школе или колледже. На этом сайте не было даже возможности создать собственный профиль. Пользователи просто регистрировались и искали тех, кто был им нужен. Сейчас сайт существует в обновленном виде. По некоторым данным, на нем зарегистрировано более 40 млн. человек.
Ближе всего к современной «модели» изначально оказалась сеть «SixDegrees», появившаяся на два года позже classmates.com, в 1997.И она была поистине уникальна. До того момента создавать свой профиль можно было и в популярной «аське», и на сайтах знакомств, и на форумах, однако добавлять друзей, сортировать их в списки, осуществлять поиск по профилям людей «умел» только SixDegrees.com. Сайт просуществовал примерно четыре года и был продан за баснословную цену в 120 миллионов долларов. Но настоящий бум популярности социальных сетей начался только в 2003-2004. Тогда появились и с переменным успехом существуют до сих пор три «гиганта» этой индустрии: это Facebook, MySpace и LinkedIn. Но если Хоффман, «родитель» LinkedIn, считал, что соц. сеть можно будет использовать наиболее эффективно для поиска деловых контактов, то Цукерберг и MySpace пришли к другому выводу. Они отдали предпочтение возможности самовыражения и тем самым завоевали многомиллионную аудиторию. И, хотя на данный момент MySpace приносит больше убытков, чем прибыли, им все еще пользуются около 255 миллионов человек.
Практически во всех рейтингах, которые только составлялись о социальных сетях, бесспорно, лидирует Facebook. И действительно, рекорда в 750 миллионов пользователей еще не удавалось достичь ни одной другой корпорации, не смотря на то, что за дело брались основатели Windows и Google. Наиболее популярные русскоязычные социальные сети, такие как ЖЖ, «Контакт», «Одноклассники, «Мой мир», «Мой Круг», тоже имеют своих почитателей, однако практически каждый зарегистрированный там пользователь «продублирован» и на Фейсбуке. Нельзя обойти и Twitter, сайт, позволяющий делиться своими мыслями в формате микроблогов, это тоже социальная сеть, но организована несколько иначе.
Однако самой яркой новостью в мире соц. сетей за последний месяц конечно же является создание и запуск Google+. Принципиально нового там не будет ничего, помимо оригинального интерфейса и возможности создавать «Круги общения», разделяя приятелей по работе от тех, с кем можно выпить вечером, но интерес пользователей подогревается отсутствием свободной регистрации и «раздачей» инвайтов некоторым «избранным».
Но вне зависимости от того, в какой социальной сети вы зарегистрированы, помните, что там вы разглашаете свои личные данные, о которых вряд ли бы добровольно рассказали посторонним людям. Известны случаи, когда через сети банки искали и находили тех, кто уклонялся от уплаты налогов, а одна особо «находчивая» дама убивала всех женщин, внешне походивших на нее. Стоит ли упоминать, что всех своих жертв она нашла через социальную сеть?