Спамеров не любит никто. Но спамеры от этого не исчезают. Более того, по статистике спам составляет около 80 процентов всей рассылаемой электронной почты. Для рассылки спама спамеры стали использовать не только Интернет, но также и другие электронные средства связи, например СМС. Об этом было написано в статье «Что такое SMS-спам?» от 19.03.2014.
Спамеров, конечно, не любит никто. Однако спам существует, и причина того простая. Спам — весьма эффективный вид рекламы. Почему?
1. Спам дешев. За тысячу показов платят 10 центов.
2. На спам откликаются от 1 до 3 процентов получателей. В рекламе это считается высоким откликом.
3. Спам является частью теневой экономики, поэтому здесь нет никакой регулировки. Спамеры рекламируют порнографию, непроверенные лекарства, наркотики, товары сомнительного качества и очень сомнительного происхождения.
4. Чтобы стать спамером и начать получать от этого прибыль, необходимы небольшие затраты, несколько тысяч долларов.
Поэтому не удивительно, что рынок спамерских услуг существует и процветает. В этой сфере тоже заботятся об эффективности своей деятельности. Появляются новые технологии распространения спама, позволяющие обойти антиспамерские фильтры. Привлекаются профессиональные копирайтеры, работа которых способствует улучшению оформления спам-посланий и увеличению процента отклика.
По размерам и степени профессионализма всех, кто занят спамерской деятельностью, можно подразделить на несколько основных классов.
1. Крупные спамерские фирмы.
2. Мелкие фирмы и отдельные профессионалы. Профессиональными спамерами обычно являются молодые люди с хорошей технической подготовкой, относительно обеспеченные, несомненно грамотные, активные и достаточно беспринципные. Они знают, что спамом заниматься нехорошо, но чего ни сделаешь за деньги?
3. Непрофессиональные спамеры. Это, в основном, безработные и студенты. Как говорят в Интернете, «школота»
Рынок спамерских услуг достаточно велик, чтобы на нем сложилось разделение труда. Кто-то специализируется на поиске адресатов рассылок, кто-то занимается собственно рассылкой, кто-то ищет клиентов, которые желают разослать свою рекламу.
Среди тех, кто работает на рынке спамерских услуг уже определилась четкая специализация.
1. Поставщики программного обеспечения, баз адресов электронной почты и IP-адресов, с которых можно рассылать спам.
2. Рассыльщики, рассылающие спам с помощью приобретенных программ и баз данных.
3. Постеры, обеспечивающие размещение этих программ и такие способы рассылки, которые позволяют обойти антиспам-фильтры.
4. Рекламодатели. Как это ни удивительно, многие рекламные агентства принимают заказы на рассылку спама. Конечно, они занимаются этим не сами, а через субподрядчиков. При этом субподрядные фирмы-рассыльщики тоже позиционируют себя не сапфирами, а компаниями, оказывающими услуги по маркетингу в Интернете.
5. Производители программного обеспечения. Они производят программное обеспечение для спамеров: программы, осуществляющие сбор адресов на сайтах и форумах, программы, проверяющие существование и работоспособность найденных адресов, программы для быстрой массовой рассылки. Программное обеспечение можно купить, а можно арендовать. Обычно арендуется возможность рассылки определенного количества миллионов сообщений в день. Да-да именно миллионов. Спам – в самом деле, массовая рассылка. Предложения по покупке и аренде спамерского программного обеспечения рекламируются вполне открыто, а также рассылаются в спамерских рассылках.
Собиратели баз данных. Они собирают адреса электронной почты и объединяют их в базы данных. Для сбора адресов используется разнообразное программное обеспечение. Оно не только собирает адреса в Интернете, но также проверяет их работоспособность. Кроме того адреса элементарно крадутся у провайдеров или генерируются с помощью различных хитрых алгоритмов.
6. Вирусописатели. Они создают программы, заражающие чужие компьютеры и создают из зараженных компьютеров системы управляемой рассылки спама, ботнеты. Такие системы позволяют запоминать статус каждого адреса, по которому производится рассылка, и повторять попытки доставки сообщений через разные зараженные компьютеры, пока доставка не будет успешной. Таким образом, резко снижает эффективность черных списков адресов.
7. Службы рассылок или собственно спамеры. Обычно это легальные фирмы или организованные группы специалистов. Они используют совершенное программное обеспечение, и не только производят массовую и быструю рассылку (до 100 писем в секунду), но и умело маскируются, чтобы не попасть в черные списки. Рассылка производится по миллионам адресов и за относительно невысокую цену. Это довольно выгодно. Успешная служба рассылки может заработать сотни тысяч долларов в месяц.
8. Самодеятельные спамеры, которые либо становятся профессионалами либо уходят из бизнеса.
Основными клиентами спамеров являются хозяева малого бизнеса и разнообразные интернет-структуры. Первые рекламируют свои товары (комплектующие, автомобили, электронику, юридические услуги, медицинские услуги, туризм). Рассылка спама может оказаться выгодной на первоначальном этапе. Спам от малого бизнеса, естественно, имеет явно выраженный локальный характер. Никто не рекламирует небольшой шиномонтаж в Австралии. Зачем? Ведь клиенты находятся рядом!
Интернет-структуры рекламируют с помощью спама то, что нельзя рекламировать по другим каналам. Это реклама порносайтов, сомнительных лекарств и средств повышения сексуальности, разног рода способы быстрого обогащения, в конечном счете оказывающиеся финансовыми пирамидами и аферами. Иногда рекламируются спам-услуги: базы адресов, рассылки и прочее. В последнее время для спама отыскалась еще одна область применения — влияние на курс акций различных компаний. Здесь спамерам платят те, кто играет на краткосрочных изменениях курса акций.
Поставщиками клиентов для спамеров иногда являются рекламные агентства, занимающиеся интернет-продвижением. При этом заказчик может даже не знать, об этом. Здесь обычно срабатывает цепочка: солидное рекламное агентство поручает рекламу в Интернете специализированному агентству. Это агентство берет на себя баннерную рекламу и поисковую оптимизацию сайта. Рассылка же спама поручается уже настоящим спамерам, которые иногда называют себя агентствами по прямому маркетингу.
Как видим, индустрия спама достаточно могучая. Поэтому главным способом защиты от спама является, конечно, использование нескольких электронных почтовых ящиков: один для проекта, другой для бизнеса, третий – для личной переписки. Адреса своих почтовых ящиков следует сообщать как можно меньшему числу корреспондентов и ни в коем случае не отвечать на присланный спам. Не кормите спамера!