В английской мифологии, Воланд был известен как бог-кузнец.
В исландском фольклоре есть песня об этом загадочном кузнеце, под названием «Песня о Вёлунде». Согласно сюжету этой песни, Вёлунд был князем эльфов. У Вёлунда было два брата-лучника – Эгиль и Слагофид. Существует версия, что братья были женаты на с трех валькириях, которых звали Хладгуд, Эльрун и Эльвитри. Спустя девять лет совместной жизни, прекрасные девы решили покинуть своих возлюбленных. Братья долго горевали и, в один прекрасный день, Эгиль и Слагофид решились отправиться на поиски валькирий. С тех пор их никто не видел.
Другое предание гласит, что Воланд был женат на прекрасной деве Хёрвер, родившей ему сына и покинувшей его вскоре после рождения наследника.
Несмотря на различия завязки сюжетов этих легенд, их объединяет общая деталь: обе легенды гласят, что уходя, жена оставила Воланду кольцо на память.
Но на этом испытания Воланда не закончились. Он был пленен владыкой ньяров. Король ньяров изувечил героя и оставил в заточении на острове Свастерд. Дорогое Воланду кольцо было отдано дочери короля. Сам Воланд же стал кузнецом и выковывал украшения для короля.
Но кузнец не покорился судьбе, им овладела жажда мести. Воланд убил наследников короля, изготовив из его черепа кубки для вина, зубы были переделаны в броши, а из глаз были сделаны драгоценные украшения.
Одержимый местью, кузнец разослал кубки из черепов безутешному королю, брошь – напуганной принцессе, а украшения из глаз были присланы скорбящей королеве.
На этом Воланд не остановился. Кузнец соблазнил королевскую дочь и, зачав ей ребенка, сбежал.
В Англии существует культурная достопримечательность, связываемая англичанами с именем мифического кузнеца. Называется это место «Wayland's Smithy», что в переводе на русский означает «Кузница Воланда». В народе существует поверие, что если на ночь там оставить коня, а рядом с ним серебряную монету, то наутро конь будет подкован.
Имя Воланда фигурирует во многих произведениях мировой литературы. В основе знаменитой трагедии Гёте «Фауст» лежит легенда о докторе Фаустусе, отдавшем свою душу дьяволу, которого звали Мефистофель, который в сцене Вальпургиевой ночи называет себя Воландом.
Перу знаменитого сказочника Р. Кипплинга принадлежит рассказ «Меч Воланда», в основе сюжета которого так же лежит скандинавский миф о кузнеце.
Создавая образ владыки тьмы, русский классик Михаил Булгаков детально переносит на него черты героя скандинавских мифов. Среди них такие как: мастерство, ум, хладнокровие и жестокость, идущая в паре с обворожительными манерами.
Изначально, Воланд являлся языческим божеством, но позднее, в связи с распространением христианства, бог-кузнец приобрел образ демонического фольклорного персонажа. Это во многом определяется его профессией. В древности кузнецы считались шаманами и колдунами, мистическими фигурами, связанными с потусторонним миром. Считалось, что кузнецы владели особыми знаниями, данными им дьяволом.