Народная примета.
Если вспомнить, откуда у примет и суеверий растут ноги, то придется признать, что некоторые из них когда-то действительно имели под собой почву. Вот, скажем, всем известная примета: рассыпать соль – это к ссоре. Суеверие это корнями уходит в то время, когда соль стоила очень дорого и не каждому была по карману. Пищу вдоволь солили только в богатых домах. Так вот, рассыпанная соль тогда неизбежно вела к конфликту (попробуйте грохнуть об пол новый смартфон своего супруга, например, – и поймете, почему).
Или другая примета, еще неприятней: разбитое зеркало – к несчастью, а то и к смерти. Откуда конечности растут у этого суеверия? Здесь версий несколько. По одной из них, отражение в зеркале наши предки считали отражением души. Разбить зеркало значило уничтожить душу, и человек должен был вскоре умереть. По другой, зеркала - это двери в иной мир, потусторонний, и разбить зеркало значило распахнуть эти двери и впустить в свой дом бестелесные сущности с той стороны, которые только и мечтают, как бы навредить живущим. Есть еще одна версия, которая кажется куда более правдоподобной: при изготовлении зеркал раньше применялась ртутная амальгама; разбить зеркало, изготовленное с применением ртути - это действительно можно назвать плохой приметой. Мало того, зеркала тогда стоили целое состояние – их стоимость могла равняться стоимости небольшого парусного корабля. Для покупки зеркал некоторым французским аристократам приходилось закладывать собственные имения.
Но с тех пор много воды утекло. Ртуть при изготовлении зеркал давно не применяется, соль стоит копейки. А суеверия оказались очень живучими. Некоторые специалисты, например, профессор Брюс Худ, экспериментальный психолог и самый настоящий британский ученый, считают, что бороться с суевериями и верой в сверхъестественное попросту бесполезно, ведь эта вера обусловлена генетически – механизм восприятия мира, порождающий суеверия, оказывается, закреплен в наших генах.
Существуют два типа людей: одни верят в гадалок, экстрасенсов, домовых, русалок и приметы, и никакие разумные и рациональные объяснения не способны заставить их отказаться от своих представлений о мире; другие в сверхъестественное не верят, но, тем не менее, опасаются его (даже если не признаются в этом ни себе, ни окружающим). Даже у совершенно нерелигиозного и несуеверного человека вера в иррациональное в той или иной форме все-таки сохраняется. Мы ведь никуда не денемся от того факта, что в детстве родители запрещали нам смотреться в осколки разбитого зеркала и переходили на другую сторону улицы, завидев мирно шествующего куда-то по своим делам дворового кота Ваську, черного, как вакса.
Некоторые скажут: а вот тетя Марина в прошлом году зеркало разбила, так через месяц внучатый дедушка по троюродной сестре помер, как с этим быть? Работают, стало быть, приметы? Работают, а как же. Только не приметы, а закон больших чисел. До того зеркал бито-перебито было немерено, и ничего. А запомнилось только это, разбитое, после чего действительно произошло несчастье. Люди всегда запоминают такие совпадения, потому, что они удивляют их, шокируют. И начисто забывают о тех случаях, когда примета не «сработала».