Повести под монастырь – это значит гнусно подставить. То есть сделать так, что человек неминуемо будет наказан, причем чаще всего за не свою, а то и за вовсе отсутствующую вину.
Дело, как говорится, не новое. С кем не бывало? Со всеми. Можно уточнить, добавив: и не единожды в жизни. Но вряд ли кто-то, оказавшись в такой ситуации, интересовался происхождением этой поговорки. А зря, скажу я вам, потому что версий несколько, каждая интересна по-своему, и все они это совместный труд историков и лингвистов..
Версия первая
Русские правители еще в конце XIII века придумали способ избавления от неугодных людей. Причем, как противников, так и близких родственников. Разумеется, проще всего такого человека уничтожить физически: нет человека - нет проблемы. Но если поразмыслить и рассчитать на десять ходов вперед, то иной раз лучший выход – это оставить провинившегося в живых, чтобы потом предъявить его в качестве козырной карты.
Возможен и другой вариант. Запереть в монастыре до кончины – это изощренное издевательство над человеком, особенно молодым и полным амбиций. Лишение свободы и суровый монастырский устав за несколько лет превращали любого строптивца (строптивицу) в морально сломленного человека. Спасти душу могло только одно – безропотное принятие своего нового положения и искренняя чистая вера в Бога.
Кого подводили под монастырь?
Во-первых, туда отправляли неугодных царедворцев. Очень удобная мера наказания. В этом случае суда, то есть публичности удавалось избежать, да и лишних разговоров не было. Захотел человек посвятить свою жизнь Господу, а потому и отправился в монастырь. И никто ему не указчик и не советчик. Знать, так тому и быть. Точка. Больше обсуждать нечего.
Во-вторых, монастыри были удобным местом, куда можно было отправить супругу. За что? Тут первой причиной всегда указывалось бесплодие. Не справляется жена со своей первой и главной обязанностью – рожать детей, а как другую взять? Развод в XIV веке даже царям с трудом давали, а уж люду чином пониже и вовсе ничего не светило. Вот монастырь и выручал, принимая всех несчастных и разлюбленных, обещая им прощение от Господа за грехи их тяжкие.
Второй причиной обычно было обвинение в распутстве. Доказательства предъявляли железобетонные, причем оправданий никто не слушал, слезам не верил. Запирали женщину на веки вечные, заставляя принять постриг. И она Бога благодарила, что стала послушницей, а не узницей монастырской темницы.
Версии вторая
Она из истории Древней Руси, из тех времен, когда карта напоминала лоскутное одеяло, и князья правили своими «лоскутками» по своему разумению. И защищали свои земли тоже самостоятельно. В ход шло все: и огромные стены, и рвы с водой, и любые крепкие строения, в том числе монастыри. Вражья рать всегда искала проводников из числа местных жителей. Порой везло: находились предатели. Чаще случалось наоборот: проводник соглашался показать тайную тропу и вывести к незащищенному месту. А приводил, как правило, к монастырским стенам, где вражья рать получала по заслугам.
Версия третья
Эта версия утверждает, что в монастыри запирали не только неверных или неугодных жен, но и провинившихся мужей. Разумеется, сделать это могла не каждая женщина, а только знатная, богатая, имеющая хорошие связи. Доказать, что муж-садист постоянно подвергает ее истязаниям, женщина могла, показав следы насилия. А дальше решение принимали патриарх и судебное ведомство. Патриарх, как правило, отправлял супруга в монастырь на исправление, а судья закреплял законность этого решения. Таким образом, монастырь становился пенитенциарным (исправительным) учреждением.
Справка: слова «пенитенциарный» латинского происхождения. В переводе на русский язык оно обозначает «покаянный». То есть, делаем вывод: в монастыри Византии (а пришло это слово оттуда) принимали провинившихся граждан на покаяние и на исправление.
Сроки были разными, но меньше полугода никому не назначали. Самое долгое наказание – это пожизненное покаяние где-нибудь в далеком и суровом монастыре, например, Соловецком. Обычно осужденного помещали в темную келью, держали на хлебе и воде, заставляли исполнять какую-нибудь работу и смиренно молиться. Данные о количестве исправившихся мужей отсутствуют.
Версия четвертая
Она тоже уходит корнями в прошлое, но имеет почти анекдотическое толкование. По мнению автора этой версии, филолога Л. Варламовой, подведением под монастырь занимались разного рода «шутники». Чаще всего свой «юмор» они оттачивали на божьих людях – странниках-слепцах. В ответ на просьбу указать, где можно справить естественную нужду, те подводили несчастных прямиком к монастырским стенам. Бедолаги, разумеется, получали за богохульство пинки и общественное порицание, а «шутники» - бесплатное развлечение. Дурацкая, конечно, потеха, но у каждого человека свои критерии смешного. Отсюда, считает Варламова, появилось выражение «подвести слепого под монастырь».
Давным-давно канули в Лету и насильственный постриг, и исправление в кельях и темницах монастырей, но поговорка «подвести под монастырь» не теряет своей актуальности. Может, потому, что людям проще стоить свои отношения, подставляя ближних, одурачивая их и выставляя не посмешище?