Танго в Аргентине считается национальным достоянием, что закреплено государственным законом о танго, включающим популяризацию этого танца в стране и за её пределами в сферу государственных интересов Аргентины. Усиливающемуся, как и во всем мире, наступлению глобализации, стирающему в различных культурах национальные особенности, противодействуют учрежденная в 1990 году Национальная Академия Танго и ежегодный грандиозный Фестиваль Танго, который проводится в столице Аргентины с 1999 года.
Истоки танго этнографы и музыковеды обнаружили в центре Африки, уловив элементы нынешнего танго в барабанных ритмах и танцевальных движениях тамошних аборигенов. Например, при исполнении известного в Конго с VI века ритуального танца кумба, символизирующего плодородие и продолжение рода, разнополые партнеры касаются друг друга животами. Есть мнение, что и само слово «танго» конголезского происхождения, которое, попав в креольскую среду в пору рабовладения, стало переводиться как танец или место для танца.
Так или иначе, танец, первоначально африканский, перекочевал вместе с черными невольниками на плантации Южной Америки и с годами эволюционировал, впитав в себя элементы европейской танцевальной культуры, африканского кандомбе, завезенной с Кубы хабанеры, уругвайской милонги, танцев аргентинских пастухов – гаучо. Популярнейший танец припортовых таверн Буэнос-Айреса, который пока «и на порог не пускали» представители местного высшего общества, в 1910-х годах стал каким-то образом известен в Париже, и здесь произошло чудо.
Возможно причиной всему вековая тяга народных масс к свободе нравов, но увлечение новым танцем, где партнеры касались друг друга телами, приобрело повальный характер. Впрочем, как и сопротивление его распространению со стороны консерваторов и вообще – «приличных» людей. Танго называли рептилией, выползшей из борделей Буэнос-Айреса, а германский кайзер велел своим офицерам держаться от танго подальше, «не уподобляясь неграм и метисам с их низменными инстинктами».
Накал страстей в обществе достиг такой силы, что танец в 1924 году был представлен римскому папе. На партнерше было длинное платье (никаких декольте, чулок в сеточку со швом сзади, вызывающего разреза), партнер – без надвинутой на глаза шляпы. Папа танец одобрил, сняв с него обвинения в безнравственности. Правда, танго, которое исполнялось тогда, называлось «Аве Мария».
Вот уже сто лет танго, переживая всплески популярности и периоды забвения, остается для многих символом интимности, искренности и элегантности. За минувшие годы сложилась песенная культура танго, основы которой заложил невероятно почитаемый в Аргентине и поныне Карлос Гардель, впервые исполнивший в 1927 году песню, проникнутую любовной лирикой, в ритме танго. А выдающийся композитор и музыкант Астор Пьяццола расширил музыкальные границы жанра, обогатив музыку танго элементами джаза и классической музыки.
Прочувствовать не выставочную, а народную, внутреннюю красоту танго, можно, посетив милонгу – танцевальный клуб танго, каковых в Буэнос-Айресе великое множество. Вы увидите действо, не имеющее ничего общего с танго, исполняемым в танго-шоу или на конкурсах бальных танцев – ни в движениях, ни в выражениях лиц партнеров. Здесь не имеют значения комплекция, возраст, внешность партнеров, ничего – кроме индивидуальности. Шаги в этом танце, конечно, имеют значение, но все же, как говорят знатоки, главное в танго не они, а соприкосновение партнеров. Говорить во время танца – не принято.