Литературные произведения создаются для разных целей: одни на потребу публики и для зарабатывания денег, другие - для того, чтобы что-то сказать миру. Одну литературу читают в метро, вторую обсуждают на философских семинарах. Первый тип литературы, синонимом которого в нашей стране стали фамилии таких писателей как Д. Донцова, можно называть модной, ко второму же типу литературы обычно относят теряющую свою популярность у современной молодежи русскую классику, философские произведения, которые читаются тяжело. Такую литературу можно назвать вечной. Но эта градация до определенной степени условна. Прежде, чем делить литературу на модную и вечную, нужно определиться, что же понимается под этими понятиями.
Модная литература - это та, которую «модно» читать, которая пользуется популярностью у современников и приносит автору популярность и материальную выгоду, а вечная, это та, которая остается в веках, входит в школьные и университетские курсы, которая наполнена идеями и философским контекстом. Но кто Вам сказал, что одно исключает другое. Любой историк литературы, литератор и литературный критик скажет Вам, что подавляющее большинство писателей, пишут лишь тогда, когда хотят что-то сказать своим произведением, конечно речь не идет в этом случае о том пласте литературы, который мы ассоциировали с фамилией Донцова. Мировая литература знает невероятное число примеров, когда произведения, написанные с целью сказать что-то этому миру, наполненные идеями, а иногда и философским контекстом, становятся популярными и модными среди современников. Не будем далеко ходить за примером — невероятно модным в своё время было произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин». И этот писатель стал «нашим всем», а его поэма — величайшим произведением русской литературы. Великий колумбиец Г. Г. Маркес заложил почти всё своё имущество, пока создавал свои «Сто лет одиночества». Книга выстрелила, и стала одной из самых издаваемых в Латинской Америки и в мире в целом. А издают и переиздают, как правило, ту литературу, на которую есть спрос, которую модно читать. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что роман Г. Г. Маркса был, а отчасти и остается модным. Но ведь это великая книга, которую не случайно называют «Библией от Гарсия Маркеса» и «Самым значительным испаноязычным произведением после «Дон Кихота» Сервантеса». В этом же ряду можно назвать родоначальника жанра фэнтези Дж. Р. Р. Толкиена. Кто скажет, что его знаменитая сага «Властелин Колец», экранизированная и неоднократно издаваемая, не является модным произведением? При этом любой толкиенист, то есть поклонник творчества этого писателя, коих немало, поведает Вам о том, что эта сага -не просто приключения загадочных существ Хоббитов в выдуманном автором мире, но и мир и герои романа и все события неслучайны, за ними скрывается глубочайшая философия. Ведь недаром автор писал эту книгу 10 лет. Что вы думаете, что он не мог в течение 10 лет просто сочинить историю? Книги Дж. Р. Р. Толкиена, как бы кто не относился к этому автору и к жанру фэнтези, можно смело причислить к «вечной литературе». Знает история литературы и обратные примеры. Детектив — жанр, считающийся модным, который почти никогда не воспринимался всерьёз. Однако и в рамках этого жанра есть такие имена как А. Кристи и А. Конан Дойл, произведения которых стали классикой мировой литературы. При этом и во времена Пушкина, и во времена Маркеса писалось и издавалось множество произведений «на потребу публики». Например, писательницей подобного жанра была мать известного философа А. Шопенгауэра. Вы знаете хоть одно её произведение? Да и то, что она была писательницей, знают лишь специалисты по истории философии, изучавшие биографию её великого сына, которому она и обязана своей «литературной славой». Вот он, типичный пример «модной» литературы того времени в негативном смысле этого слова.
Из выше изложенного становится понятно, что как модная литература может быть вечной, так и вечная может стать модной. Критерий разграничение лишь один — время. Чтобы понять стала ли книга модной нужно издать её и посмотреть на реакцию публики, а чтобы назвать книгу вечной, необходимо обратиться к ней «через век». У вечного может быть вообще только один критерий — время. При этом надо понимать, что мода меняется, и то, что было модным вчера, может перестать быть модным сегодня, и если автора перестают читать, то он вряд ли встанет в ряд создателей «вечной литературы», поэтому можно сказать, что вечными становятся те модные книги, которые остаются вечно модными. Яркий пример такой «вечно модной» книги – «Маленький принц» А. де Сент Экзюпери. Разве эта книга не является модной? Есть ли в мире человек, который её не читал? Для каждого человека эта книга — книга-учитель, книга-открытие, ведь за этой казалось бы незамысловатой сказкой, написанной в годы второй мировой войны, скрывается глубочайшая философия автора, которую можно постичь, лишь многократно перечитывая эту великую вещь и каждый раз, перечитывая, понимаешь её по-новому.
Модная литература, далеко не всегда лишена умных мыслей и имеет сугубо развлекательную цель, что уже стало понятно из приведенных выше примеров из истории литературы. Обратимся к современности. Современного испанского писателя Карлоса Руиса Сафона недостаточно хорошо знают в России, но у себя на родине в Испании и в частности в родной Барселоне, ставшей «действующим лицом» в его произведениях, этот автор невероятно моден. И при этом критики ставят его книги , в частности, роман «Тень ветра» в один ряд с великими испаноязычными книгами Г. Г. Маркеса и М. Сервантеса и называют писателя «современным испанским Булгаковым» (сравнивая его «Игру ангела» с великим «Мастером и Маргаритой»). Книги Сафона - это действительно удачное сочетание «увлекательного чтения» и «умных мыслей». От его романов невозможно оторваться, но при этом автор каждую минуту заставляет тебя задумываться над вечными вопросами о любви, смерти, предательстве, судьбе. Пополнит ли литературное наследие Сафона анналы вечной литературы, покажет только время, но его творчество является современным примером того, что «серьёзная литература» тоже может быть модной и широко популярной.
Понятно, что к «вечной» литературе могут быть причислены только те произведения, которые затрагивают вечные ценности, поэтому далеко не любая книга, написанная с авторским посылом и не лишенная идей и философии, сможет стать вечной. В связи со всем вышеизложенным встает вопрос, почему та или иная книга становится «модной». Здесь критерий только один — талант и мастерство её автора. Стать модным автором можно, обладая весьма скудным литературным талантом, достаточно уметь писать то, о чем хотят читать, то есть попасть в струю, при этом не малую роль играет реклама и продвижение подобных книг. Главное, чтобы читать было интересно и не сложно, Совершенно другой сценарий популярности у по-настоящему талантливой книги. Если книга, посвященная вечным проблемам, в которой автор жаждет поделиться с миром своими мыслями, написана интересным и увлекательным языком, задевает читателя за живое и может привлечь даже тех, кто в последнюю очередь задумывается о философии жизни, когда выбирает книгу для чтения, то эта книга станет модной. Она становится близка читателю или потому что она нестандартна, нова, интересна, или потому, что была написана простым, понятным любому читателю языком. Когда мысль автора скрывается за увлекательным сюжетом, от которого не можешь оторваться, когда автор умеет держать в напряжении своего читателя каждую минуту и при этом читатель невольно задумывается о том, что скрывается за этим текстом — книга может стать и модной, и вечной. Если же автор, в голове которого кишат философские мысли, жаждет подарить их читателю, но делает это тяжеловесным языком, вставляя в текст цитаты малоизвестных философов и сложные непонятные слова, заставляя читателя думать и обращаться к словарю, а сюжет книги не вызывает у читателя интереса или отсутствует вовсе (и такое тоже бывает), то такая книга, почти наверняка станет достоянием академической общественности и ценителей высокой литературы, и вполне вероятно будет причислена к вечным, но вот модной она не станет. Чтобы быть модным, надо быть близким к народу. Но при этом «близость к народу» далеко не всегда рождается из желания заработать литературой и стать модным автором, но часто «близкими к народу» оказываются и по-настоящему великие книги.
«Вечной» книга может стать через много лет после смерти её автора, но бывают случаи, когда «величину» признают и при жизни. Так было, например, с В. Распутиным (которого вряд ли можно назвать «модным») и Г. Г. Маркесом, известия о смерти которых в России и в Колумбии ( а в случае с последним и во всем мире) давали понимания того, что скончался великий писатель современности.