Перед помещением костей в оссуарий необходимо было избавиться от мягких тканей и дождаться пока кости высохнут. В разных народах эту проблему решали по-разному. В Египте, например, ткани удаляли, а кости обрабатывали едкими натриевыми солями и дымом или смолами; зороастрийцы относили трупы на специальное возвышение, где время, птицы, а иногда и специально обученные собаки, очищали кости; но превзошли, всех, пожалуй, австралийские аборигены, которые попросту съедали после смерти тотемного воина, а кости досушивали и помещали на хранение в оссуарий.
Есть костницы не только в языческих племенах, например, один из древнейших православных монастырей – синайский Монастырь Святой Екатерины, возраст которого перевалил за полторы тысячи лет, тоже имеет костницу. На монастырской территории имеется семь могил «многоразового» использования, а именно: туда хоронят усопших, а спустя какое-то время кости извлекают и помещают в оссуарий, где черепа располагают в одной стороне, а кости в другой. Но, пожалуй, отдельного слова заслуживают католические костницы, которые в вопросе сохранения останков зашли дальше всех, так как сделали из костей убранства в церкви.
Практически в центре Рима близ площади Барберини находится церковь ордена капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе. В пяти залах стены, потолочные своды, алтари оформлены композициями из останков 4000 тысяч монахов ордена. Говорят, что эта церковь стала прообразом при оформлении костехранилища в Кутна Горе, что в Чехии.
Кутна Гора – небольшой городок, расположенный менее чем в сотне километров от столицы. В далеком 1278 году седлецкий аббат, посетивший святые земли, развеял здесь горсть земли с Голгофы. С тех пор местное кладбище стало пользоваться большой популярностью у знати не только Чехии, но и соседних государств – многие желали быть здесь похороненными. Кроме того, усугубила положение чума, прокатившаяся по Европе в начале XIV века. В могилах производилось до 6 перезахоронений, а кости, извлекаемые из земли, скидывались в подвал часовни. Таким образом, накопились останки порядка 40 – 50 тысяч человек.
Спустя пару веков нашелся «энтузиаст» - полуслепой монах, который отбелил все кости раствором хлора и разложил их в несколько огромных пирамид: две в центре часовни и четыре в углах. Монах так и умер среди этих груд человеческих останков, а сама часовня была закрыта и простояла заброшенной ни много ни мало, а три с половиной столетия.
В 1870 году седлецкие земли приобрел князь Шварценберг, а вместе с ними и эту часовню. Для наведения порядка в ней новый владелец пригласил одного резчика по дереву – Франтишека Ринта. По-видимому, Франтишек был натурой сверх творческой, так как смог найти костям и черепам столь необычное применение, как использовать их в качестве элементов внутренней отделки. Ринт украсил костями алтари, стены и потолочные своды часовни, сделал вазы и католические кресты из костей и даже собственное имя на стене выложил ими. Но особого внимания заслуживают две такие вещи, как фамильный герб владельцев часовни и расположенная в центральной зале огромная люстра. Герб и люстра поражают своими масштабами и сложностью исполнения и, вместе с тем, вызывают чувство ужаса. Для ее создания Франтишек умудрился задействовать абсолютно все части человеческого скелета, от черепа и костей таза, до фаланг пальцев.
Костница в Кутна Горе является одной из самых известных и часто посещаемых туристами, хотя, чтобы получить удовольствие от такой экскурсии, надо быть поистине хладнокровным и циничным человеком.