Начнем как повелось у меня – профессионального юриста, с определения терминологии, точнее, с разбором происхождения словосочетания «Татаро-монгольское иго».
В старорусском языке слово «иго» имело значение «ярмо», «хомут для скота», «тяжелая ноша», «порабощающая сила».
«Татаро-монольское» происходит от того, что два важнейших народа, составлявших вражеские силы были татары и монголы. Однако справедливости ради надо заметить, что название это не совсем точно по следующим причинам. Во-первых, монголы были там довольно небольшим по численности народом, входившим в состав армии хана Батыя, сына Чингиз-хана – предводителя кочевых народов Азии. Такой честью (включением прилагательного «монгольское» в название ига) монголы были обязаны тем, что сам Чинниз-хан происходил из народа монголов. Слово «татарское» также, наверное, следует считать очень условным по той простой причин, что в 13 веке ещё не существовало татар как народа в современном виде. Скорее всего, речь шла о совокупности тюркоязычных народов, которую современники обозначили словом «татары».
Теперь переходим к истории. В 13 веке молодой монгольский вождь Темучжин (позже он войдет в историю под именем «Чингиз-хан») сумел объединить под своим правлением монгольские племена, которые составили первоначальное ядро его войска. И начались завоевательные походы, целью которых было, как бы мы сказали сегодня «мировое господство».
В 13 веке татаро-монголы захватили громадную территорию, простиравшуюся от современных Китая, Монголии и Сибири на востоке до Киева на западе, от Москвы на севере до Крыма и государства Хорезм на юго-востоке. В её состав входили такие среднеазиатские города как Бухара и Ташкент, которые в 13 веке составляли часть государства Хорезм.
В период с 1237 по 1241 годы Киевская Русь перестало существовать как независимое государство или группа независимых княжеств, и превратилась в провинцию - улус Золотой Орды, а русские князья стали вассалами чингизидов - прямых потомков по мужской линии великого Чингиз-хана, не дожившего до установления ига (скончался в 1227 году). С этого времени начинается период, названный в истории «Татаро-монгольское иго». Официально принятой датой окончания татаро-монгольского ига принята считать 1480 год ,когда русские войска вышли против войск Ахмат-хана – последнего татаро-монгольского сюзерена некоторых княжеств бывшей Киевской Руси. Оба войска встретились на реке Угре, что течет в современной Калужской области. Ни один из командиров не решился отдать приказ форсировать реку, поскольку во время перехода через реку войско стало бы легкой добычей для противника. Кроме того тут было и другое соображение: русского князя вполне устраивал «ничейный» исход встречи, тогда как для татарского хана «ничья» являлась поражением. Также инертность противников была вызвана следующими соображениями: русский князь ждал подкреплений, поэтому проволочка играла ему на руку, а силы татарского хана были маловаты по численности, да и слабоваты по части снабжения, так как при них были стада овец и обоз, которые таяли с каждым днем военной операции, включая и стояние. Сунься татары в реку, значительная часть их была бы уничтожена, а русские снабжались централизованно князем. Это противостояние вошло в историю под названием «Стояние на реке Угре». В итоге первым не выдержал татарский хан Ахмат, принявший решение убираться восвояси. С этим моментом официально связывается окончание татаро-монгольского ига в последних вассальных княжествах Киевской Руси.
Вспоминая эти события, а точнее, их финансовую подоплеку, меня частенько посещает вопрос: «Как на практике выглядело татаро-монгольское иго?». И вот по какой причине я часто спрашиваю себя так. Известно, что мотивом выступления ханов со своим войском было то что князья в 1380 и 1480 годах уже давно не присылали дань в Золотую Орду. Отсюда следует вывод, что на местах на подвластных территориях не было татарской администрации, а её функции фактически выполняли русские князья. Я это все пишу потому, что в моем личном представлении «иго» и «оккупация» это понятие стоящие где-то очень близко по смыслу, если не сказать что равнозначные. А в указанных случаях князья «забыли послать хану дань», а, наверное, правильнее сказать в этом случае «забили послать хану дать». Отталкиваясь от этих сведений, я часто спрашивал себя: «А было ли «полноценное» иго?». Ответа не нашел, но для себя вспомнил русскую поговорку: «Не так страшен черт как его малюют». Думаю, что те учебники истории, по которым я учился в школе, изданные в советское время либо сильно сгущают краски, говоря о татаро-монгольском иге, либо делают слишком широкие обобщения, распространяя положение вещей, имевшее место в 13 веке при ближайших потомках Чингиз-хана в некоторых русских землях, на весь официальный период татаро-монгольского ига на всех русских землях.
В чем заключалась сущность ига?
Основная сущность ига была в том, что князь становился вассалом (данником) хана. А сама возможность занимать престол своего княжества была напрямую связана с волей хана Золотой Орды. Для того что сесть на трон русский князь должен был направиться на поклон к татарскому хану в Золотую Орду, чтобы получить там так называемый «ярлык» на княжение. По сути это было разрешение сюзерена на правление его вассала. Само собой разумеется, как всякий вассал, русский князь обязан был уплачивать своему татарскому хану дань. Первоначально от Золотой Орды на Русь высылались должностные лица, в обязанность которых входило собирание дани. Эти лица именовались «баскаки». Быть может понятия «вассал» и «сюзерен» не точно отражают модель отношений существовавших между ханами и князьями, однако подчинение одних воле других эти слова передают совершенно точно.
В заключение хотелось бы конечно дать свою оценку периоду истории, официально именуемому «Татаро-монгольское иго», однако делать этого я не стану, дабы не кривить душой перед истиной. В официальной истории принято считать этот период тяжелейшим ударом по Руси, замедлившим её развитие по пути «цивилизованной» Европы. О «цивилизованности» Европы можно вести отдельный и очень большой разговор. Однако совершенно точно можно утверждать что ханы чингизиды сами того не осознавая создали «крышу» для православия на Киевской Руси. В 1242 году состоялось знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, то есть там, где не было улуса Золотой Орды. Не исключено, что если бы не было Золотой Орды, войска Тевтонского ордена двинулись бы дальше, либо атаковали бы другую часть Киевской Руси, что, учитывая её слабость в военном смысле, привело бы к поражению в сражении с рыцарями. А далее к нам пришло бы католичество со всем вытекающими последствиями «цивилизованности» в виде инквизиции, загаженных средневековых городов (в отличие от чистоты Руси) и так далее. С Золотой же Ордой было мало охотников воевать. В экономическом смысле быть может удар и был нанесен, однако по прошествии веков его очень сложно оценить даже профессиональным историкам, не говоря уже об авторе этой статьи.
На этом все. Надеюсь, вам было интересно.