Старший брат моего дедушки был в составе первых инженеров по обслуживанию и ремонту самолетов. Он не летал в бой. Но кто сказал, что им на земле было не так тяжело, как пилотам в небе. Всегда они провожали своих друзей в бой. Всегда ждали возврата, сильно страдали при повышении времени возврата. Самолет может летать только два с половиной часа, потом у него не остается топлива. Без топлива самолет летать не может.
Сначала было всего 14 пилотов. Такое количество дает возможность формировать только эскадрилью. Эскадрилья и называлась Нормандия – провинция во Франции. Потом прибывали еще новые пилоты. За всю войну их прибыло 96 человек. 42 пилота Франции погибли в боях. Они так и остались на земле России. Эту землю они защищали, как свою родную. Они для общей победы в тяжелой войне не пожалели своей жизни.
Пилоты и техники прибыли в СССР зимой 1942 г. Они не думали, что зима бывает такой холодной. Для них пошили необходимую форму, чтобы она грела тело в самые сильные морозы. Эта форма была похожа на французскую. Всех поселили в г. Иваново. Там три месяца обучали летать на советских самолетах, показывали, как нужно выполнять ремонт и техническое обслуживание. Весной 1943 г. эскадрилья приехала на фронт. Пилоты летали недалеко от г. Орла. К началу Курской битвы эскадрилья стала полком. В ней появились три эскадрильи. Им дали имена по городам Франции: Руан, Гавр и Шербур. Это города из Нормандии.
Пилоты своих техников сами перевозили в одноместных самолетах на новый аэродром. За спинкой из пуленепробиваемого металла имеется место, куда может спрятаться человек. Вот в этом месте техники летели со своими пилотами на новое место. Это очень ответственный полет. У механиков не оставалось места для парашюта.
Во время Курской битвы в 1943 г. полк понес самые большие потери. Молодые летчики еще не имели опыта боевых действий. Чтобы уменьшить потери пилоты Франции летали в одной команде с пилотами России. Русские пилоты обучали, как нужно воевать с германскими пилотами. Такое боевое обучение дало положительный результат, самолеты стали возвращаться все.
После Курской битвы полк направили на пополнение и переформирование. Пилоты и техники могли целый месяц отдыхать. Они знакомились с русскими девушками. Четыре девушки потом вышли замуж за французских пилотов и техников. Потом они уехали во Францию. Жена брата моего дедушки помогала нам учить русский язык.
В 1944 г. полк Нормандия воевал над лесами Белоруссии, потом над Литвой. При форсировании реки Неман французские пилоты были бесстрашными и умелыми. Полку присвоили название Неманский. Потом и появилось полное название полк «Нормандия-Неман».
Четыре пилота полка получили звание Героя Советского Союза, но один так и не увидел этой медали, ему звание было присвоено после гибели, посмертно.
Россия помнит французов-пилотов. В 2007 г в Москве установили памятник пилотам «Нормандии-Неман». Во Франции все воины полка получили высшие награды Франции – Орден Почетного Легиона. Они стали героями не только в России, их знала вся Франция.
Так наши народы воевали против фашизма. Светлая память всем погибшим за Победу!