Первый практический совет родителям – не стоит начинать обучение письму с прописных букв. Начинайте с самого простого: различного вида линии и полоски на большом листе бумаги, главное при этом следить за правильностью держания карандаша или ручки маленькими пальчиками ребенка. Всякие крючки, загогулинки, галочки и даже умение ставить точечки в ряд – это уже гигантский шаг к умению писать. Такие упражнения каждый день будут развивать координацию движений, вырабатывать аккуратность во время письма и натренирует ручку малыша для более долгих письменных упражнений в школе.
Второй практический совет родителям – не обязательно сразу покупать ребенку прописи, для начала используйте обычную книжку-раскраску. Просто дайте ребенку задание, закрашивать рисунок не так как он привык, а с помощью штрихов. Причем штриховку можно делать в разных направлениях, сверху вниз, по горизонтали, по диагонали. Конечно, закрасить картинку с помощью штрихов – это задача не из легких, особенно для начинающего «писателя». Поэтому не стоит утруждать ребенка и требовать от него мгновенный идеальный результат. Не жалейте книжку. Хвалите малыша после каждой раскрашенной картинки. И вы увидите, что с каждой новой иллюстрацией ребенок будет делать свои штрихи все ровней и ровней.
Третий практический совет – научите ребенка технике копирования разных узоров. Как это сделать? Очень просто. Возьмите лист белой тонкой бумаги. Под него подложите рисунок с четкими линиями. В качестве трафарета можно использовать и рисунки из книжек-раскрасок. А теперь покажите ребенку, как можно обводя линии нарисовать самостоятельно красивую картинку. Как правило, дети с большим интересом начинают заниматься копированием. Это помогает развивать письменные навыки. А если в рисунке-трафарете будут присутствовать изогнутые линии, и малыш научится их красиво обводить, считайте, что с прописными буквами у него проблем уже не будет.
Четвертый практический совет – пишите с ребенком графические диктанты. Это и игра и обучения одновременно. Ребенок с удовольствием будет выполнять ваши команды. Что для этого нужно? Тетрадный листок в клетку, карандаш (ручка). Теперь начинайте диктовать: точка, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, и так далее. Можно заранее для себя нарисовать на тетрадном листочке какой-нибудь графический рисунок, состоящий из геометрических фигур (домик, ветвистое дерево с облетевшей листвой, и прочее), а потом глядя на свой рисунок диктовать движения ребенку. В итоге у него должна получиться такая же иллюстрация, чем малыш будет несказанно рад.
И последнее. Когда ваш малыш занят художественно-писательским делом, очень важно следить за его осанкой. Кроме того, что научив его правильно сидеть, вы сохраните его здоровье на долгие годы, правильная осанка поможет и в освоении письма, и в приобретении красивого почерка.
И только после того, когда ребенок научится правильно держать ручку и карандаш, когда его рука привыкнет работать в нужном направлении, только тогда приобретайте тетрадки в линейку и начинайте проводить с ребенком десятиминутные занятия по написанию в них букв.
И помните, если ваш ребенок еще не ходит в школу, занятия письмом не должны длиться более десяти минут в день.