Не буду скрывать: к преподаванию английского языка я имею профессиональное отношение. Но большой опыт работы с детьми в школе и в частной практике дает мне возможность выявить те моменты, в которых родители с не очень хорошими (скажем, школьными или вузовскими, но не языкового вуза) знаниями могут реально помочь своему ребенку. Что такая помощь нужна – очевидно. Мало кто оставляет непроверенными домашние задания по математике или родному языку, а вот к иностранному родители иногда подходят с пиететом, одновременно и оправданным, и излишним. Да, тут нужны специальные знания. Да, если есть возможность, лучше обратиться к репетитору. А если нет?
Итак, что вы можете сделать в ситуации, когда такой возможности нет. В этой статье поговорим о таком полезном умении, как чтение. Нужно ли ребенку во 2 классе учиться читать, что ему это даст и как это делать?
Вопрос не праздный. Большинство курсов и учебников, которыми пользуется школа, построены на устной основе. Это имитирует тот естественный путь, который проходит всякий человек в своем речевом образовании: сначала мы научаемся говорить и понимать речь, а уж потом читать и писать. Однако не всегда ребенок может удержать в памяти на протяжении нескольких дней те 7-10 слов, которые даны на уроке. Графический облик слова при правильном подходе может стать прекрасной «напоминалкой». Мы не будем учить буквы и правила их чтения. Мы будем печатать в тетради целые слова, незаметно усваивая варианты чтения букв, а усвоенные, они помогут нам в следующий раз в новых словах.
А теперь практические указания. Начните с простого и, скорее всего, известного ребенку слова, например “Hello”. В первый раз слово поможет нам усвоить букв, потом все будет наоборот. Напечатайте образцы в тетради: на каждой строчке по одной букве: H, e, l. о, на последней – все слово. Потом (лучше на следующий день) введите парные варианты: к заглавной – маленькую букву и наоборот. У вас получатся строчки: Hh, Ee, Ll, Oo. Обязательное условие выполнения упражнения ребенком: он не должен печатать буквы молча, он должен читать каждую букву так, как она читается в слове (это очень важно: как в слове, а не как в алфавите!). Второе обязательное условие: если ваш ученик забыл, как читается буква, не вы подсказывает ему, а слово “Hello” (для этого мы и выбрали знакомое слово). Вы можете задать вопрос: как поздороваться по-английски? что говорит Энн Джеку на этой картинке в журнале? После нескольких таких вспоминаний сформируется механизм, который будет действовать мгновенно – с этого момента буквы h, e, l. о – помощники, опираясь на которые ребенок сможет запоминать другие слова.