Средние века… По дорогам то и дело скачут закованные в железные латы и пропахшие потом и кровью рыцари, возвращающиеся из крестовых походов. В деревнях изнемогают от непосильного труда крепостные крестьяне, гнущие шею на жестокого феодала, а сам он надежно укрыт за каменными громадами своего замка, больше похожего на неприступную крепость. В городах из-за монастырских оград слышится унылый колокольный звон да проповеди святых отцов о греховности человека и близости конца света. Царит мракобесие церкви и набирает силу святая инквизиция. Вокруг страх, мрак, холод, болезни, молитвы и кровь.
Да, все это было в средневековой Европе. Но Бог, вопреки всей святой инквизиции все-таки сотворил человека для любви и добра. Поэтому во все времена люди тянулись к красоте и свету. А кто лучше поэта может рассказать о красоте и вечной любви? Именно тогда и появились первые рыцарские «певцы любви» – трубадуры и труверы во Франции и миннезингеры – в Германии. Они слагали стихи и исполняли их под аккомпанемент арфы и виолы. Причем стихотворные тексты писались не на латыни, а на родном наречии. А посвящались стихи, конечно же, Прекрасной Даме!
Главной темой рыцарской поэзии была любовь и служение Прекрасной Даме. Отношение к Даме было такое же, как к Деве Марии, только одна царила на Земле, а другая – на Небе. Именно с культа Прекрасной Дамы в конце XI века в Провансе и началась куртуазная поэзия трубадуров, ее подхватили северофранцузские труверы, а на рубеже XII –XIII веков – немецкие миннезингеры. Существует ранний, классический и поздний миннезанг – так с XVIII века стали называть немецкую средневековую рыцарскую лирику.
Миннезингер (minnesinger ) в переводе с немецкого – певец любви (minne — любовь, singer — певец). Миннезингер – обязательно рыцарь и дворянин, участник крестовых походов. А Прекрасная Дама – дама из высшего света, госпожа, чаще всего замужняя женщина, жена сеньора, желанная вдвойне, потому что недоступна и недосягаема. Томясь в любовном плену, поэт почти не замечает окружающего мира, он как будто бродит по замкнутому кругу, упиваясь своей любовной тоской. Иногда он сетует на жестокосердие Прекрасной Дамы, которая хотя и благосклонно принимает его служение, но лишает своей взаимности и самых незначительных милостей. Заполучить платок возлюбленной – это высочайшая милость, а поцеловать руку – верх блаженства. Как и всякий влюбленный он втайне мечтает о близости и надеется, что счастье ему улыбнется. И даже истерзанный отчаянием, он не упрекает и не порочит Прекрасную Даму – разве награда не заключена уже в самой любви? Да и смеет ли он посягать на ее безупречную чистоту? Он должен радоваться хотя бы тому, что госпожа не отвергает его песен, как в стихах Вальтера фон дер Фогельвейде:
Но в отличие от труверов и трубадуров, которые пели только о «высокой любви», миннезингеры воспевали и рыцарские подвиги, служение Богу и сюзерену, были у них эпические и философские баллады, а также песни религиозного характера. А одному из самых талантливых миннезингеров Вольфраму фон Эшенбаху (около 1170 – около 1220) принадлежат даже художественные обработки древних кельтских и немецких легенд и сказаний.
Но вершину миннезанга являет собой творчество Вальтера фон дер Фогельвейде (около 1170—около 1230). Его поэзия является лучшим образцом средневековой немецкой лирики. Он расширил границы миннезанга, обогатив его новыми темами и облачив в новые формы. Его песни ярки, выразительны и жизнерадостны, а мелодии сродни фольклору. Он впервые в рыцарской лирике воспел любовь к простой девушке из народа. И наряду с аристократической «высокой» любовью воспевал и любовь «низкую», далекую от чопорного этикета. Героинями его песен подчас выступали не знатные дамы, заставляющие страдать влюбленного, а простые девушки, отвечающие на чувства поэта.
Самым ярким представителем позднего миннезанга является Тангейзер (умер до 1273 года), жизнь и личность которого стали темой многих немецких легенд и сказаний. Тангейзер сочинял плясовые, хороводные песни в народном стиле, воспевавшие пляски с красавицами на цветущих лугах и чувственные пастушеские удовольствия. В них сказывается жизнерадостная, чувственная и несколько грубоватая натура самого Тангейзера. Рихард Вагнер даже написал оперу «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», посвященную личности знаменитого миннезингера.
Просуществовав около двух веков, в XIV веке наступает закат миннезанга. Рыцарей становится все меньше, служение Прекрасной Даме уходит на второй план. Все явственней заявляют о себе бюргеры. И на смену рыцарскому миннезангу приходит бюргерский мейстерзанг – поэзия цеховых ремесленников, но это уже совсем другая история.